Великий и могучий Русский язык

Великий и могучий русский язык

Русский язык — один из самых распространенных в мире: более 140 млн. человек считают его родным. О нем восторженно отзывались русские писатели, от М. В. Ломоносова до наших современников. Прекрасный мастер слова И. С. Тургенев называл русский язык великим, могучим, правдивым и свободным и добавлял: «Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

«Великий, могучий и прекрасный русский язык»

В настоящее время, по весьма огрублённым подсчётам, словари английского литературного языка содержат порядка 400 тысяч слов, немецкого — порядка 250 тысяч, русского — порядка 150 тысяч. Конечно, вопрос о количестве слов литературного языка не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, многие слова, с абсолютно тождественной формой, соотносятся не с единственным феноменом внешней действительности. Если эти феномены весьма далеки друг от друга, это явление принято называть омонимией (коса — орудие, волосы, часть суши). Если близки — перед нами явление многозначности (ср. долгое сидение — и удобные сиденья, увидел школу и прошёл большую школу). Различия в плане содержания, несмотря на внешнее тождество, требуют считать все эти приведённые значения разными словами.

С другой стороны, в русском языке, например, немало слов, по форме далёких друг от друга, но значения которых абсолютно тождественны (глядеть и смотреть, кидать и бросать, везде и всюду, козявка и букашка). Эти пары слов следовало бы считать за одно слово, поскольку за их противопоставлением не стоит никаких различий в отражаемой действительности. Подобные случаи никак не следует путать с истинным богатством языка — с синонимией. Так называют противопоставления слов, за которыми стоят либо реальные различия в обозначаемом (улыбаться — смеяться — хохотать, влажный — мокрый, выборы — референдум), либо различия в субъективной авторской оценке (разведчик — шпион, рачительный — скупой, стабильность — застой) или в характере отношений с собеседником (похитить — украсть — спереть, супруга — жена — баба, туалет — уборная — сортир).

Однако при любом характере подсчётов становится очевидным, что по количеству слов — а главное, по темпам их увеличения в последние десятилетия — русский язык отстаёт от других мировых языков, и в первую очередь от ведущего на сегодня мирового языка — английского. Признание этого очевидного факта покушается ещё на один миф относительно русского языка. О том, что наш язык настолько богат и велик, что может вызывать к себе только гордость, уважение и восторг. В нём нет слабостей и несовершенств. Напомню те высказывания, опираясь на которые у нас и сложился этот миф.

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём ВЕЛИКОЛЕПИЕ ишпанского, ЖИВОСТЬ французского, КРЕПОСТЬ немецкого, НЕЖНОСТЬ италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях КРАТКОСТЬ греческого и латинского языков» (выделения И. М.)

(М. В. Ломоносов)

Язык называют одним из самых удивительных орудий в рукахче­ловечества.Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Аможет ли любой из вас с уверенностью сказать,что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателейэтой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требо­вательней становимся к нашей речи, тем острееощущаем необходимость совершенствоватьсвой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтерсказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизньнадобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, неже­лидругим».

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо неодно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, все­гдаполезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своейречи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у заме­чательных русских писателей.Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речии заве­щали нам бережно относиться к родномуязыку. Русский язык всегда былгордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силыи великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,правдивый и сво­бодный русский язык!»-писал И. С. Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самыеглубокие чувства. Нет такого понятия, котороенельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир,созданный их фантазией, следим замыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература -искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Волшебные краски русской природы, описание богатойдуховной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств -все воссоз­дается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Неслучайно язык называют одним из самых удивительныхорудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимоизучать стилистику.

Никтоне рождается с готовым чувством языка. Лингвистический вкус, как и веськультурный облик человека,— результат опыта, жизни, воспитания. Кто воспиты­ваетчувство языка? Родители, если их речь литературно правильна и вместе с темсохраняет яркость выразитель­ных средств и чистоту народного языка; учителя, кото­рыепроводят уроки с любовью и вниманием к родному языку (будь это даже урокиматематики, географии, физкультуры или труда); книга большого писателя, театр,радио, телевидение — все это способствует выра­ботке хорошего лингвистическоговкуса у детей и взрос­лых, у всех слушателей и читателей.

Нередкорассуждают таким образом: «Конечно, мате­матику или физику надо специальноизучать. Но что ка­сается языка, то уж говорить-то я умею без всякой науки». Всамом деле, язык — явление совершенно осо­бенное в жизни человека. Важнейшеесредство обще­ния — язык — доступно каждому с детства и используе­тся постояннокаждым членом данного общества. Это создает у человека иллюзию, что онполновластный хо­зяин своей речи: кажется, что «мои» лингвистические вкусы, «мои» взгляды на язык и «мои» объяснения —объективная истина, обязательная для всех других. Здесь и кроетсяпричина появления невежественных с точки зрения науки «открытий» и ходячихмнений, хо­тя и возникают обычно они изискренних и совершенно добросовестных побуждений.

ЯЗЫК — языка (языка книжн. устар., только в 3, 4, 7 и 8 знач.), м. 1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать …   Толковый словарь Ушакова

Великий и могучий русский язык

Великий и могучий русский язык

  1. Основные источники богатства и выразительности русской речи

    Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским...

    смотреть целиком
  2. Язык что одежда (2)

    Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим людям. В щегольской одежде есть преувеличенное представление о собственной элегантности. Надо быть одетым чисто, опрятно, по погоде.Язык еще больше свидетельствует о вкусе человека, уважения...

    смотреть целиком
  3. Фразеологизм как единица языка. Различные позиции

    Оказывается, идиотизмами раньше называли идиомы. Позднее этот термин показался неприличным, и его заменили другим. В устаревшем названии неразложимых сочетаний слов нет никакого намека на то, что многочисленные выражения типа ничтоже сумняшеся, ни в...

    смотреть целиком
  4. Типы лексических значений слов в русском языке

    Сопоставление различных слов и их значений позволяет выделить несколько типов лексических значений слов в русском языке. По способу номинации выделяются прямые и переносные значения слов. Прямое (или основное, главное) значение слова - это такое...

    смотреть целиком
  5. Великий русский язык живет и развивается  Новое!

    План 1. «Большие» и «малые» языки. 2. Место русского языка среди «мировых» языков. 3. Развитие русского языка. 4. Проблема оскудения языка. 5. Будущее русского языка. Русский язык должен стать мировым языком. Настанет...

    смотреть целиком
  6. Бушменский язык   Новое!

    Айнов, как вы помните, относили к трем расам — австралоидной, европеоидной, монголоидной. Полинезийцев одни ученые считали европеоидами, а другие (теперь их большинство) монголоидами. Бушмены причудливо сочетают в своем облике признаки двух рас — монголоидной...

    смотреть целиком
  7. Язык казна духовности народа  Новое!

    Язык народа - лучшее из всего цветущего его духовной жизни, которая никогда не вянет и вечно снова распускается. Родной язык - это неоценимое духовное богатство, в котором народ живет, передает из поколения в поколение свою мудрость и славу, культуру...

    смотреть целиком

Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским...

Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия. Нужно не писать и не печатать ругательств: если непе-чатное слово стало печатным, бороться с этим еще труднее. Ничего не даст для борьбы со сквернословием замена ругательств началь-ными буквами: нет принципиальной разницы, произносили ли вы слово целиком или ограничились его знаком. Все равно это - сквер-нословие, ваш сигнал пошел в сознание. Не надо заменять ругательства словечками типа елки-палки, блин, японский городовой. Мы сме-емся, услышав их, правильно угадывая подтекст этой фразы. Культурные ругательства не луч-ше и не чище обычных.

Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надежных рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут избе-жать сквернословия.

Не говорите плохих слов сами. Я знаю: по-рой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому что насмешки непри-ятны, обидны, мы боимся остаться в одиночест-ве. Здесь спасительна мысль о том, что быва-ют периоды в жизни человека, когда нет ря-дом друзей, но остаются семья, работа, увле-чения, учеба.

Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, со-храняйте самобытность и помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст». Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко успокоение. Да, расслабление необходимо человеку. Но нельзя его най-ти |ни в курении, ни в вине, ни в скверносло-вии. Его можно найти в мечте, сильной и яр-кой, в высочайшем спортивном напряжении, в музыке, в рукоделии, коллекционировании, в ка-чественном исполнении домашних дел.

А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в це-лом, но пресечь сквернословие в семье, в клас-се можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опе-реться, с кем вместе противостоять злу.

Ругательству можно противопоставить слово хорошее. Заяви себе: «Сегодняшний день - мой главный день!». И приди в школу наряд-ным, наведи вокруг себя порядок, тепло улы-байся и сердечно похвали человека за ме-лочь. Помни о неприкосновенности личности, о недопустимости характеристик-обобщений: «Ты вообще такой», «Ты всегда так». А если не сдержались, попросите прощения.

Верующие люди утверждают, что, когда че-ловек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становит-ся беззащитнее и уязвимее.

Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их.

И. С. Тургенев

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

В. Г. Белинский

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

В. Г. Белинский

В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Подобное явление не ново... Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно, и вообще этот труд редко удается. Поэтому с новым понятием, которое один берет у другого, он берет и самое слово, выражающее это понятие. [...] неудачно придуманное русское слово для выражения понятия не только не лучше, но решительно хуже иностранного слова.

Н. С. Лесков

Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и - что всего обиднее - эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности.

Проспер Мериме

Понравилось сочинение » «Великий и могучий» русский язык, тогда жми кнопку

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление