Осипов А.И., Проф. – Православное понимание смысла жизни

В чём главный смысл жизни



А что происходит в мире людей? Давай посмотрим.

Человек ощущает радость и уверенность в себе тогда, когда осознаёт, что его труд, его знания кому-то нужны. Когда чувствует, что он полезен другим людям.

Человек живёт, обладая уникальным набором талантов и способностей, которые могут быть полезны окружающим людям, если он будет их развивать и совершенствовать.

Когда люди видят смысл жизни в труде на благо других, либо в улучшении мира, люди обретают огромную внутреннюю силу, растёт их уверенность в себе, укрепляется их воля к жизни.

Как раз, то, что вы искали!

Для начала давайте разберем неправильные ответы!

Хотя, наверное, 99 % людей, на вопрос "в чем смысл жизни", ответят именно так, потому что тоже не знают, в чем он! :))

Неправильный ответ № 1

Смысл жизни - в детях!

Да, по рейтингам этот ответ самый популярный!

А почему не в детях-то, спросите вы!

Да потому!

Вот подумайте: у Маши родилась маленькая дочка. И Маша решила назвать свою дочку Катей. Красивое имя! Но до рождения Кати у Маши не было смысла жизни. Вообще никакого! Точнее нет, он был: родить Катю. Все 35 лет Маша жила только для того, чтобы родить Катю. И вот теперь наконец-то у нее появился смысл жизни: вырастить и воспитать свою любимую дочку (или сына, как угодно). Но что будет, когда Катя вырастет? Когда ей будет уже 21 год и она наконец скажет: "Мама, ну, хватит уже! Я не маленькая..." Маша снова потеряет смысл своей жизни!

Получается, что так.

Самое печальное, что для большинства таких Маш, для которых смысл жизни - это дети, так и происходит. После того, как их ребенок вырастает, их жизнь снова становится бесцельной и тоскливой.

По многочисленным социологическим опросам, в наши дни жизни реально угрожают однообразие, стресс и дефицит смысла. Главная причина этой проблемы кроется не столько в окружающем мире: в начальнике, супруге или соседях, - сколько в самом человеке: он утратил связь со своей собственной внутренней природой, но именно в этой  природе, как гласят многочисленные источники, заключены огромный неиспользуемый человеком потенциал и подлинная Жизнь.

«Каждое человеческое существо подобно миллионеру, который забыл о своём богатстве и положении и вышел на улицу, чтобы просить милостыню».

Махариши

Согласно А. Маслоу, основателю гуманистической психологии ***, современный человек слишком занят удовлетворением своих основных потребностей в еде и питье, работе и жилище. Но до тех пор пока эти потребности стоят на первом месте, истинный потенциал человека не может быть реализован. Вместо того чтобы действительно жить, человек длительное время готовит себя к жизни!

Если мы видим смысл своего существования в каком-либо занятии, пусть даже полезном для общества, в творчестве, в работе — то мы, будучи мыслящими людьми, рано или поздно задумаемся над вопросом: «А что будет со всем этим, когда я умру? И какая польза будет мне от всего этого, когда я буду лежать при смерти?» Ведь все мы прекрасно понимаем, что ни дом, ни дерево не вечны, они не простоят и нескольких сотен лет… И те занятия, которым мы посвящали все свое время, все свои силы, – если они не принесли пользы нашей душе, то имели ли они смысл? В могилу мы не возьмем с собой никаких плодов своего труда – ни произведений искусства, ни сады посаженных нами деревьев, ни наши самые гениальные научные разработки, ни любимые книги, ни власть, ни самых больших банковских счетов …«Дела жизни» бывают разными. Для одного дело жизни это служение культуре, другого – служение народу, третьего – служение науке, а четвертого – служение ради «светлого будущего потомков», как он его понимает.

Даже если «дело жизни» и поможет поколениям других людей (многие ли из нас способны сделать так много для человечества?), то все равно это не может помочь самому человеку.  Все «дела жизни» придется оставить здесь.  А для вечной души необходимо совсем другое.

ЖИЗНЬ – ЭТО ПОЕЗД В НИКУДА?

Приведем отрывок из замечательной книги Юлии Ивановой «Дремучие двери». В этой книге, молодой человек, баловень судьбы, Ганя, живущий в безбожное время СССР, имеющий хорошее образование, успешных родителей, перспективы задумывается о смысле жизни: «Ганя с удивлением обнаружил, что современное человечество над этим не очень-то задумывается. Никто не хочет, естественно, глобальных катастроф, атомных или экологических, ну а вообще-то едем и едем в нашем вагоне жизни… Некоторые еще верят в прогресс, хотя с развитием цивилизации вероятность полететь под атомный, экологический или прочий откос весьма возрастает. Другие с удовольствием повернули бы паровоз назад и строят насчет этого всякие радужные планы, ну а большинство просто едет в неизвестном направлении, зная лишь одно – рано или поздно из поезда тебя выкинут. Навсегда. А он помчится себе дальше, поезд смертников. Над каждым тяготеет смертный приговор, уже сотни поколений сменили друг друга, и ни сбежать, ни спрятаться. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит. А пассажиры стараются вести себя так, будто им ехать вечно. Поудобнее устраиваются в купе, меняют коврики, занавесочки, знакомятся, рожают детей – чтоб потомство заняло твое купе, когда выкинут тебя самого. Своеобразная иллюзия бессмертия! Детей, в свою очередь, заменят внуки, внуков – правнуки… Бедное человечество! Поезд жизни, ставший поездом смерти. Мертвых, уже сошедших, в сотни раз больше, чем живых. Да и они, живущие, приговорены. Вот шаги проводника – за кем-то пришли. Не за тобой ли? Пир во время чумы. Едят, пьют, веселятся, играют в карты, в шахматы, собирают спичечные этикетки, набивают чемоданы, хотя на выход здесь требуют «без вещичек». А иные строят трогательные планы переустройства купе, своего вагона или даже всего поезда. Или вагон идет войной на вагон, купе на купе, полка на полку во имя счастья будущих пассажиров. Досрочно летят под откос миллионы жизней, а поезд мчится себе дальше».

Вот такая невеселая картина открылась юному Гане после долгих размышлений о смысле жизни. Получалось, что всякая жизненная цель оборачивается величайшей несправедливостью и бессмыслицей. Самоутвердись и исчезни.

Потратить жизнь, чтобы облагодетельствовать будущих пассажиров и освободить им место? Красиво! Но они-то тоже смертны, эти будущие пассажиры. Все человечество состоит из смертных, значит, жизнь твоя посвящена смерти.

Заходи в поезд, садись на свое место, веди себя прилично, занимайся, чем хочешь, только не мешай другим пассажирам, уступай дамам и старикам нижние полки, не кури в вагоне. Перед тем, как уйти навсегда, сдай проводнику постельное белье и выключи свет.Всё в любом случае оканчивается нулем. Смысл жизни не находится. Поезд идёт в никуда…

Как Вы поняли, как только мы начинаем смотреть на смысл жизни с точки зрения ее конечности, то наши иллюзии начинают стремительно пропадать. Мы начинаем понимать, что то, что нам казалось смыслом на некоторых этапах жизни, не может стать смыслом существования всей жизни.

Но неужели смысла нет? Конечно, есть. Он известен давно благодаря епископу Августину. Именно блаженный Августин совершил величайшую революцию в философии, объяснил, доказал и обосновал наличие того смысла, который мы ищем в жизни.

Процитируем Международный философский Журнал: «Благодаря философским воззрениям блж. Августина, христианские религиозные учения, позволяют сделать логичные и полные построения для нахождения смысла человеческого существования. В христианской философии вопрос о вере в Бога является главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна, и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится невозможным и в полный рост встают неразрешимые проблемы»

Давайте и мы попробуем найти смысл жизни в другой плоскости. Постарайтесь понять то, о чем будет написано ниже. Мы не ставим целью навязать вам свою точку зрения, а только даем информацию, которая сможет ответить на очень многие ваши вопросы.

СМЫСЛ ЖИЗНИ: ГДЕ ОН ЕСТЬ

«Познавший свое значение усматривает и назначение свое.Назначение человека – быть сосудом и орудием Божества».(Игнатий Брянчанинов)

Был ли известен смысл жизни до нас?

Если искать смысл жизни среди вышеперечисленного, то найти его невозможно. И неудивительно, что, пытаясь найти его там, человек отчаивается и приходит к выводу, что смысла нет. А на самом деле он просто не там искал…

Метафорично поиски смысла можно изобразить следующим образом. Человек, ищущий смысл и его не находящий, подобен заблудившемуся путнику, оказавшемуся в овраге и ищущему нужную дорогу. Он бродит среди густых, колючих, высоких кустов, растущих в овраге, пытаясь найти выход к той дороге, с которой он сбился, к тому пути, который его приведет к нужной цели.

Но таким способом найти правильную дорогу невозможно. Необходимо сначала вылезти из оврага, подняться на гору – и оттуда, сверху, можно увидеть верный путь. Так же и нам, ищущим смысл жизни, нужно для начала поменять точку обзора, потому что из ямы кризиса  нам не увидеть ничего. Без приложения определенных усилий мы никогда не выберемся из нее, и уж точно никогда не найдем верный путь к осмыслению жизни.

Первая цель жизни человека – самосовершенствование.

Бог является Великим Учителем и примером для каждого из нас. Стремясь приблизиться к Нему, мы культивируем в себе лучшие качества, направляем свои действия на созидание. А это значит, что наше самосовершенствование невозможно без близких отношений с Богом.


Цель и смысл жизни человека:

Изначальной задачей людей была и есть выработка божественных энергий - энергий любви к Творцу, благости, всепрощения, наслаждения созданным Им миром и подобных чистых энергий. Эти энергии излучаются человеком во время соответствующих размышлений и исполнения религиозных обрядов поклонения Создателю (поклонения в любом виде, лишь бы при этом излучались божественные энергии).Цель жизни человека - пройти путь духовного развития, то есть выработать некоторую дозу эталонных энергий, после чего его душе будет позволено покинуть земной мир и остаться существовать в тонком теле без возврата в наш грубоматериальный мир.

Тело — временное пристанище души:"Тело — временное пристанище души. Жизнь служит основой появления и развития душ. Развитие бесконечно."

Жизнь в этом мире — лишь обольщение благами преходящими. Этот мир является местом воспитания людей.

Это очень распространено в партнёрских отношениях. Вы содержите свою вторую половинку, а у неё, у этой половинки, в реальности такой потенциал, что и может зарабатывать побольше вашего. В результате личность не развивается, там, где могла бы.

Неправильной пользой являются те ваши действия, которые блокируют возможность действия другого человека.

Неправильной будет и такая польза, когда Вы делаете не по желанию, а по долгу, или, по требованию других. А у вас на это другое мнение и вы точно не хотите этого делать НО все равно делаете.

Очень трудно разобраться в какой ситуации находится человек. Кармическая эта ситуация, он её заслужил! Какую чашу он должен испить? Какой урок он должен получить? А вы, движимые добрыми намерениями влезаете в ситуацию и начинаете помогать, решать, советовать или делать за него, думая что тем самым приносите огромную пользу для него. В итоге Человек не проходит ситуацию, которую должен был пройти.

Метафорично поиски смысла можно изобразить следующим образом. Человек, ищущий смысл и его не находящий, подобен заблудившемуся путнику, оказавшемуся в овраге и ищущему нужную дорогу. Он бродит среди густых, колючих, высоких кустов, растущих в овраге, и пытается там найти выход к той дороге, с которой он сбился, к тому пути, который его приведет к его цели.

Но таким способом найти правильную дорогу невозможно. Необходимо сначала вылезти из оврага, подняться на гору – и оттуда, сверху, можно увидеть верный путь. Так же и нам, ищущим смысл жизни, нужно для начала поменять точку обзора, потому что из ямы гедонистического мировоззрения нам не увидеть ничего. Без приложения определенных усилий мы никогда не выберемся из этой ямы, и уж точно никогда не найдем верный путь к осмыслению жизни.

Итак, понять истинный, глубинный смысл жизни можно, только потрудившись, только приобретя некоторые необходимые знания. И эти знания, что самое удивительное, доступны каждому из нас. Просто мы не обращаем внимания на эти кладези знания, проходим мимо них, не замечая или презрительно отмахиваясь от них. А ведь вопрос смысла жизни поднимался человечеством во все времена. Все люди предыдущих поколений сталкивались с точно такими же проблемами, с которыми сталкиваемся и мы. Всегда было предательство, зависть, пустота души, отчаяние, обман, измена, беды, катастрофы и болезни. И люди умели переосмыслить и справиться с этим. И мы можем использовать тот колоссальный опыт, который накопили предшествующие поколения. Не обязательно изобретать велосипед – он на самом деле давно уже был изобретен. Нам осталось только научиться на нем ездить. Все равно ничего лучше и гениальнее мы не придумаем.

Почему же мы, когда дело касается научных разработок, достижений медицины, полезных изобретений, облегчающих наш быт, разнообразных практических знаний в той или иной профессиональной сфере и т.п. – широко используем опыт и открытия наших предков, а в вопросах столь важных, как смысл жизни, существование и бессмертие души – мы считаем себя умнее всех предшествующих поколений, и с гордостью (нередко и с презрением) отвергаем их знания, их опыт, причем чаще всего отвергаем заранее, даже не изучая и не пытаясь понять? Разумно ли это?

Не более ли разумным представляется следующее: изучить опыт и достижения предков, или как минимум, ознакомиться с ними, поразмышлять, и только потом делать для себя вывод, правы ли были предшествующие поколения, или нет, может ли их опыт быть нам полезен, стоит ли нам учиться их мудрости? Почему мы отвергаем их знания, даже не пытаясь вникнуть? Не потому ли, что это проще всего?

Действительно, для того, чтобы сказать, что наши предки мыслили примитивно, а мы гораздо умнее и прогрессивнее их, большого ума не нужно. Голословно утверждать – очень легко. А изучить мудрость предыдущих поколений без труда не получится. Нужно сначала ознакомиться с их опытом, их знаниями, пропустить через себя их философию жизни, попытаться для этого хоть несколько дней прожить в соответствии с ней, а потом оценить, что этот подход к жизни несет на самом деле – радость или тоску, надежду или отчаяние, душевное спокойствие или смятение, свет или мрак. И уж тогда человек сможет с полным правом судить, верен ли был тот смысл, который видели в своей жизни его предки.

Жизнь как школа

А в чем же, собственно, видели смысл жизни наши предки? Ведь этот вопрос поднимался человечеством на протяжении веков.

Ответ всегда находился в саморазвитии, в воспитании человеком самого себя, своей вечной души, и в приближении ее к Богу. Так мыслили и христиане, и буддисты, и мусульмане. Все признавали существование бессмертие души. И вполне логичным тогда представлялся вывод: если душа бессмертна, а тело смертно, то неразумно (и даже просто глупо) посвящать свою недолгую жизнь служению телу, его наслаждениям. Потому, что тело умрет, значит вкладывать все свои силы в удовлетворение его потребностей – бессмысленно. (Что, собственно, и подтверждается в наши дни отчаявшимися материалистами, подошедшими к черте самоубийства.)

Итак, смысл жизни, считали наши предки, надо искать в благе не для тела, а для души. Ведь она бессмертна, и наслаждаться приобретенным благом сможет вечно. А кто не хотел бы вечного наслаждения?

Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, необходимо ее обучить, воспитать, возвысить, иначе она не сможет стать вместить в себя ту бескрайнюю радость, которая ей уготована.

Поэтому жизнь можно, в частности, представить себе как школу. Эта простая метафора помогает приблизиться к осмыслению жизни. Жизнь – школа, в которую человек приходит, чтобы обучать свою душу. Это главная цель посещения школы. Да, в школе есть немало другого, кроме уроков: переменки, общение с одноклассниками, футбол после уроков, внеклассные мероприятия – посещения театров, турпоходы, праздники… Однако всё это второстепенно. Да, возможно, было бы приятнее, если бы мы приходили в школу только для того, чтобы побегать, пообщаться, погулять в школьном дворе… Но тогда мы бы ничему не научились, не получили бы аттестата, не смогли бы ни получать дальнейшее образование, ни работать.

Итак, мы приходим в школу, чтобы учиться. Но сама по себе учеба ради учебы тоже бессмысленна. Мы учимся, чтобы получить знания, умения и получить аттестат, а потом пойти на работу, и жить. Если предположить, что после окончания школы не будет больше НИЧЕГО, то посещать школу, разумеется, смысла нет. И никто с этим не спорит. Но в действительности-то жизнь после школы продолжается, и школа – это всего лишь один из этапов ее. И от того, насколько ответственно мы относились к нашему обучению в школе, во многом зависит «качество» нашей последующей жизни. Человек, который бросает школу, считая, что ему вовсе не нужны преподаваемые в ней знания, так и останется неграмотным и необразованным, и это будет ему мешать на протяжении всей его дальнейшей жизни.

Так же глупо, во вред себе, поступает человек, который, придя в школу, сразу отвергает все накопленные до него знания, даже не ознакомившись с ними; утверждает, что не верит им, что все открытия, совершенные до него, – ерунда. Комичность и нелепость такого самоуверенного отвержения всех накопленных знаний очевидна каждому.

Но не каждому, к сожалению, очевидна еще большая нелепость аналогичного отвержения в ситуации, когда речь идет о понимании глубинных основ жизни. А ведь наша земная жизнь является тоже школой – школой для души. Она дана нам для того, чтобы образовывать свою душу, научить ее любить по-настоящему, научить ее видеть в окружающем мире добро, творить его.

На пути саморазвития и самовоспитания нам неизбежно встретятся трудности, так же как и обучение в школе не может всегда быть легким. Каждый из нас прекрасно понимает, что любое более или менее ответственное дело связано с разного рода трудностями, и было бы странно ожидать, что такое серьезное дело, как образование и воспитание души, будет легким. Но эти проблемы, испытания тоже для чего-то нужны – они сами по себе являются весьма важным фактором развития души. И если мы не научим свою душу любить, стремиться к свету и добру, пока мы еще живем на земле, то она не сможет получать бесконечное наслаждение в вечности, просто потому, что она неспособна будет воспринимать добро и любовь.

Замечательно сказал старец Паисий Святогорец: «Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог позовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда».

Всё важно в жизни: любимые, дети, своя личность, деньги… Всему нужно уделять время и силы. Но есть главное: Наша Страна, Россия, Наша Родина. Священный долг каждого россиянина – защита России. Главная цель жизни у всех нас должна быть – Безопасность, Благополучие Нашей Страны. Самый достойный смысл жизни – трудиться на благо Своего Народа, на благо Своей Страны. Делать Отечество сильнее, независимее. Без России не будет и всех нас. Никому не нужно благополучие Нашей России, кроме нас самих. Посвяти Свою Жизнь Своей Стране, Своему Народу, Потомок Победителей! Помогай Своей Родине, как  можешь, но помогай. Не надейся на милость врага, не надейся на Бога и чудо…

СУДЬБА НАШЕЙ СТРАНЫ ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО ИЗ НАС!

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление