Заикаешься? На сцену!

Что делать если я заикаюсь

"Играем вместе" - так назвали молодые нью-йоркцы театр, зарегистрированный в феврале 2012 года. В арендованном ими манхеттенском зале с небольшой сценой они сыграли пьесу Алэна Болла "Праздник холостяка". В спектакле заняты трое начинающих артистов. Действие происходит в одной комнате, без перемен во времени. В режиссуре не было динамики, исполнители не слишком владеют актёрским мастерством. Но всё это не главное. Главное то, что в жизни все они сильно заикаются, и для них это - экспериментально-терапевтический театр.Вот что рассказал продюсер Дэвид Шайнфилд:

- Я заикаюсь столько лет, сколько себя помню. В колледж я стал участвовать в студенческих спектаклях и заметил, что ни на репетициях, ни на спектаклях я не заикаюсь. Для меня это стало открытием. Я подумал: "Наверно, у многих заикающихся не было возможности испытать радость речи без заикания."  И я решил дать им эту возможность, создав театр из таких же, как я.

3. Есть специальные техники, которые помогают контролировать свою речь, при желании им можно научиться.

4. Отдельные люди могут заикаться больше других.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок разговаривал всегда ровно, правильно и не заикался. Достаточно тяжело видеть и слышать, как твой малыш изо всех сил старается что-то сказать, а у него ничего не выходит.

Лечение заикания: традиционный метод

Эта методика основана на использовании дыхательных упражнений, дыхательных гимнастик. Наверняка Вы замечали, что во время пения люди не испытывают проблем с речью, у занимающихся вокалом голос естественен и свободен.

Наиболее распространенной является дыхательная программа разработанная специалистом Стрельниковой. Эти упражнения очень похожи на утреннюю гимнастику и считаются наиболее эффективными в борьбе с заиканием, независимо от возраста им страдающего. Они благотворно влияют на всю дыхательную систему, учат дышать глубоко, на всю грудь. Дыхательная гимнастика тренирует диафрагму человека, заставляя ее принимать активное участие в голосообразовании, благодаря чему голосовые связки становятся максимально подвижными. Связки тесно смыкаются во время разговора, делая речь плавной и ритмичной.

Упражнение №1: «Насос»

  • 1.Для начала встаньте прямо, во весь рост.
  • 2.Слегка наклонитесь вперед, округлив спину и опустив вниз голову и руки. Очень важно, чтобы шея во время этого упражнения была максимально расслаблена.
  • 3.Теперь сделайте сильный наклон к полу, как будто Вы накачиваете шину, одновременно быстро и шумно вдохнув на полную грудь через нос.
  • 4.Выпрямляясь, свободно выдохните, как Вам удобно. Однако не распрямляйте спину полностью, вернитесь в положение №2.
  • 5.Теперь снова наклонитесь, быстро и шумно вдохнув. И так далее. Это дыхательное упражнение, а потому напрягать какие-либо мышцы не нужно, делайте его легко, не нагружая поясницу. Повторите упражнение 8 раз.
  • 6.Отдохните несколько секунд, восстановив привычное дыхание, и снова повторите 8 раз.

Лечение улицей

В нем можно выделить несколько аспектов. Немаловажное значение играет, конечно, логопедический – это тренировка правильного дыхания, правильного построения фразы. Поясню: в случае нормальной речи фраза состоит не из слов, а из слогов, то есть фраза проговаривается полностью, а слоги перетекают один в другой. У заикающегося этот механизм нарушен. Мы разговариваем словами. Для вас фраза – это фраза, а для заикающегося человека – это набор неких испытаний, каждое из которых нужно преодолеть. Фраза для меня не есть что-то цельное – я заранее обрабатываю мысль и «рублю» ее на слова. Именно из-за этого предварительного анализа реплики получаются отрывистыми. Плюс ускоренный темп речи. Заикающийся человек хочет говорить быстро – он думает, что он говорит медленнее и хуже, чем остальные, поэтому торопится. В общем, логопедия для меня была довольно проста – и правильное дыхание, и медленная плавная речь, и наука «открывания рта» в нужное время. Как выяснилось, если на первой гласной открыть рот, все пойдет значительно лучше. Ведь запинки чаще всего появляются на первой фразе. В какой-то момент мне даже стало скучно: в занятиях было много повторений, чтобы навыки отложились на подсознательном уровне. Это требуется для того, чтобы в какой-нибудь экстремальной ситуации полученные речевые навыки не уступили бы место прежним привычкам. Но далеко не все мне удалось сделать. Гораздо сложнее логопедических основ для меня стали так называемые функциональные тренировки. Некоторые даже оказались невыполнимы, но не физически, а, скорее, психологически. Самым сложным является преодоление страха перед общением с незнакомыми людьми. А суть этих тренировок заключалась в том, чтобы, например, идти на улицу и разговаривать с прохожими. Так мы должны были преодолеть свой страх перед общением. На первой тренировке я должен был пойти на улицу и общаться с людьми записками – узнавать, как пройти куда-то. В общем, это было не очень-то сложно, а местами даже забавно. Особенно когда один цыганенок, который, как выяснилось, не умел читать, решил, что я собираюсь подарить ему блокнот. Сложнее было после. Я проводил соцопрос о том, как люди относятся к заиканию. Выяснилось, что большинство – довольно спокойно и нейтрально. Только один человек признался, что его напрягает такая речь. В этот момент я порадовался, что в разговоре с ним ни разу не заикнулся.

Стихи как испытание

Заикание (логоневроз) у детей обычно начинается в возрасте от двух до пяти лет (чаще всего с 3 до 3,5 лет). Ему предшествуют речевые изменения, вовремя заметив которые можно быстрее начать лечение заикания у детей, и получить лучший результат. Первые признаки заикания таковы:

3) Оставаясь наедине или разговаривая с воображаемым собеседником, в кругу близких людей, заикающийся почти или вообще не заикается, не используя ни каких методов. Потому что не боится заикаться, не борется, не вмешивается в речевой процесс. Напротив, при большой аудитории, с незнакомыми людьми заикание усиливается до не возможности сказать. Потому что очень не хочется заикаться, и человек начинает бороться с заиканием, а на деле сопротивляется речевому процессу.

4) Есть такой способ избавления, дающий положительный результат: заикаешься специально, разрешаешь себе заикаться. Способ действительно помогает, но не для слабых духом. На самом деле надо позволять себе не заикаться, а позволять себе говорить, потому что заикание - это вмешательство в речевой процесс.

5) Речь - это сложный процесс, происходящий автоматически и бессознательно. Речь, как и дыхание, контролируется мозгом, поэтому ЛЮДИ МОГУТ РАЗГОВАРИВАТЬ ВО СНЕ, а ведь во сне сознание отключено и работает подсознание. Чтобы не заикаться, не надо контролировать свою речь, надо НАУЧИТЬСЯ НЕ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ СВОЕЙ РЕЧИ.

6) Проследить и проконтролировать можно только очень медленную речь, поэтому заикающимся легче говорить медленно, так они могут осознавать каждое своё действие и не сопротивляться речи. Однако это не решает проблему.

  • соблюдение режима сна и бодрствования. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша;
  • следует уделять внимание развивающим играм, чтению детских книг, свести к минимуму просмотр мультфильмов и телепередач;
  • ни в коем случае не следует игнорировать прогулки, минимальная продолжительность ежедневной прогулки для малыша 3-х лет – 2 часа;
  • создание благоприятной обстановки в семье, конфликты и выяснение отношений следует свести к минимуму. Также не следует акцентировать внимание на проблеме заикания ребенка, обсуждать ее при нем с посторонними и тем более смеяться;
  • общаться с ребенком правильно. В ежедневном общении ребенок должен слышать красивую, плавную речь, соответствующую лексическим нормам.

На сегодняшний день существуют следующие методы лечения заикания у ребенка:

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.

Естественно, если волнение и заикание у вас очень сильные и вы самостоятельно никак не можете справиться с ними, тогда терапией подобных невротических реакций занимаются врачи-психотерапевты. Нужны не лекарства, а выработка иного варианта поведения в этих ситуациях!

Разговаривая с человеком лицом к лицу, старайтесь не смотреть ему в глаза все время. Постоянный зрительный контакт может заставить вас нервничать, что приведет к заиканию. Отводите свой взгляд в сторону или просто смотрите вдаль, это поможет вам чувствовать себя комфортно во время разговора.

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление