Можно ли вылечить игровую зависимость? – Другие материалы по психологии и психиатрии

Помогите избавиться от игромании

Болезненное пристрастие к игре существует столько же, сколько существуют сами азартные игры. Кости появились еще в Древнем Египте, а игра, похожая на современные карты, была изобретена в Китае в XII веке. В попытках унять чрезмерно азартных игрокам рубили пальцы и кисти рук, ссылали, казнили — но армия попавших на острие азарта все увеличивалась и увеличивалась.

Зависимость от азартных игр — игроманию — называют еще гемблингом (gambling) или лудоманией (ludo — играю). Любая форма игры, где присутствует призрачная возможность огромного выигрыша, будь то рулетка, тотализатор, игровые автоматы или лотереи, может стать отправной точкой для ее формирования. Иногда для появления стойкой зависимости достаточно поиграть всего несколько часов подряд! Национальная ассоциация США по проблемам азартных игр отмечает, что любой житель планеты может стать игроголиком с вероятностью 48%. Для сравнения: вероятность стать алкоголиком оценивается в 34%, а уголовным преступником — в 6%.

Только в Санкт-Петербурге около 40 тысяч жителей страдают игровой зависимостью. В США 51,2 миллиона граждан посещают казино, 15,4 миллиона страдают патологической зависимостью от азартных игр, а 3 миллиона игроков обращаются с этой проблемой к психотерапевтам. Установлено, что в США частые посетители игорных заведений ежегодно проигрывают свыше 20 миллиардов долларов. В маленькой Швеции жизнь более 10 миллионов заядлых игроков полностью подчинена болезненной страсти. Курс лечения в шведской клинике обходится в 200 тысяч долларов и успешен только в половине случаев.

– Хотя исследования на эту тему и не проводились, но логично предположить, что игры, в которых играющий отождествляет себя с героем, значительно глубже проникают в психику. С другой стороны, можно так же самозабвенно “резаться” в тетрис, но здесь уже держит не зависимость, а, скорее, игровой азарт. Вспомним феномен “пингвина”. Примитивная игрушка, суть которой сводилась к тому, чтобы ударом дубины зашвырнуть пингвина как можно дальше. Огромное количество людей, работающих в офисах за компьютером или имеющих доступ к компьютеру, бросали работу и неделями пинали пингвина. Если перевести эти игры в человеко/часы и посчитать затраты, то ущерб от игрушки выйдет больше, чем от самой мощной диверсии.

– Но могут ли компьютерные игры при каких-то условиях быть полезными для развития детей и подростков? Или они однозначно вредны, и вопрос лишь в степени этого вреда?

– Могут. Есть масса прекрасных обучающих и развивающих программ, да и любая игрушка развивает определенные навыки. Хорошая игрушка может воспитывать, учить чему-то. Например, есть игры, в которых маленькие дети знакомятся с православным храмом, с его архитектурой, убранством. Кстати, на одну такую игру в “Фоме” была рецензия. По сути, это не столько игры, сколько обучающие программы, использующие игровые элементы. Так что польза, безусловно, возможна. Даже змеиный яд в малых дозах – лекарство, а в больших – смерть. Но здесь важно чувство меры.

С точки зрения медицины, все это совершенно безвредно до тех пор, пока не угрожает здоровью физическому либо психическому.

Для психического здоровья самая большая опасность компьютерных игр заключается в возникновении зависимости. Компьютерные игры являются уходом от реальности. Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек реализует таким образом (виртуально) большую часть имеющихся потребностей и игнорирует остальные.

– Существуют ли методы избавления от игровой зависимости?

– Говорить об эффективных, “стопроцентных” распространенных методах лечения пока рано. Здесь ведь все упирается в мотивацию пациента, в серьезность его желания избавиться от своей зависимости – а мотивацию чисто медицинскими методами не изменить.

Решительно и сразу отказываться от компьютера не нужно, да и невозможно в наши дни. Компьютерная грамотность необходима на любом рабочем месте. Даже биржа труда уже предлагает бесплатные компьютерные курсы для всех желающих. Нужно в первую очередь научиться смотреть на компьютер как на инструмент, а не как на заменитель реальности. А это самая тяжелая задача, и без квалифицированной помощи тут не обойтись.

Ведь компьютер заменяет “геймерам” реальный мир, их реальное Я – на виртуальное, придуманное. Это уход от страхов и проблем, которые окружают зависимого человека. Тут надо разбираться, почему именно человек ушел в другую реальность. Неуверенность ли в себе, неумение общаться с другими людьми, конфликты – есть масса предпосылок. И психологу в первую очередь надо устранить причину, а потом уже следствие.

И, наконец, скажу о том, что во многих случаях детской игровой зависимости работать нужно в первую очередь с родителями. Зачастую ребенок потому так самозабвенно погружается в мир компьютерных игр, что ему не хватает родительской любви, родительского внимания. Родителям следует пересмотреть свой образ жизни и отношение к ребенку. Пока этого не произойдет, психолог ничем помочь не сможет.

Священник Игорь ФОМИН: Любовь не направляют в пустоту

– Отец Игорь, Вам приходилось общаться с людьми, которые фанатично увлекаются компьютерными играми?

– Конечно, приходилось. В основном, это люди молодые, которые всю свою присущую возрасту энергию, все силы души тратили на игры. Доходило до смешного. К примеру, один мой юный родственник так глубоко втягивался в игровые переживания, что мог несколько раз подряд пообедать и даже не заметить того.

То есть человек настолько поглощен иллюзорным миром игры, что тот становится для него идолом. Все силы своей души, всю свою любовь он направляет не на реальность, а, по сути, в пустоту. А когда любовь прилагают к пустоте – душа человеческая разрушается, в ней пустота и возникает. Кстати, это касается не только подростков – приходилось мне видеть и весьма немолодых людей, тратящих весь свой душевный потенциал на игры.

Да, конечно, с нашей, христианской точки зрения, такой человек поглощен страстью. Но сам он этого нередко просто не понимает, не видит. Для него это уход от опостылевшей реальности, от давящей атмосферы бездуховности, материальной наживы, всеобщего недоверия. Бумажке больше доверяют, чем живым людям. И если у человека в сердце нет Бога, если там не живет Христос, то ему нужна отдушина, где бы он мог себя, как ему кажется, реализовать, где мог бы отдохнуть от всей этой рутины.

Есть немало взрослых, которые самозабвенно играют в игры. Я знаю многие семьи, в которых эта проблема стоит острейшим образом. Мужчина, глава семьи, который имеет нескольких детей, приходит с работы и сразу садится за игры. И отрывается только посреди ночи. Есть и такое.

Конечно, если человек осознаёт, что с ним происходит – у него всегда есть шанс вырваться, преодолеть свою игровую зависимость. Увы, не все, даже понимая, что к чему, к этому стремятся. Ведь в игре они испытывают положительные эмоции, там они побеждают, а если нет – там всегда можно все переиграть заново.

– Вы именно в этом видите вред компьютерных игр?

– Духовный вред – да, в этом. Человек приучается легко относиться к тем или иным ситуациям. Ведь играя, он знает, что это не по-настоящему, что поражение в игровом бою – это не реальная пуля в реальную голову, что все можно переиграть. С другой стороны, в игре он испытывает сильные эмоции – восторг, раздражение, радость. В игре он бесстрашен – но его бесстрашие основано на безответственности.

Однако это взращенное играми бесстрашие человек переносит и в реальную жизнь – вместе с его оборотной стороной, безответственностью. Знаете, есть даже такой анекдот про заядлого игромана, который, попав в дорожную аварию, недоуменно сказал: “Ну и что? Перегружаемся и едем дальше”. Конечно, в жизни до такого не доходит, но, тем не менее, легко видеть, как люди, чья любовь к компьютерным играм переросла в зависимость, перестают чувствовать ответственность за своих близких, за свою работу, а в случае верующих – еще и за свою душу. Все это для него теряет значимость, а главным становится игровое пространство, где он – всесильный владыка, по сути – бог.

А из этого духовного вреда произрастает и вред социальный. Ведь у человека одна жизнь, один разум, одна душа. Вставая из-за компьютера, он не становится другим человеком. В нем остается все то, что возникло в процессе игры. Как он ведет себя внутри компьютерной игры – так же он будет вести себя и снаружи. У него притупляется чувство самосохранения, он с той же игровой легкостью начинает относиться к окружающим. На этой почве, разумеется, тут же возникают конфликты, потому что жизнь – не игра, в жизни то и дело приходится уступать другим, жертвовать своими интересами.

Нередко мне приходилось видеть, как такой “геймер” чем дальше, тем больше раздражается на близких – на родителей, детей, сослуживцев, соучеников. Он привык в игре, что все должно быть “по его”, а тут люди отказываются соответствовать желаемому шаблону, что-то требуют, заставляют. И человек пытается переделать своих близких, сделать их “удобными”. Разумеется, ничем, кроме регулярных скандалов, это кончиться не может.

– Но ведь это не только из-за игр бывает...

– Верно. Мы ведь, по сути, сейчас говорим о таких общеизвестных человеческих грехах, как властолюбие, себялюбие и сластолюбие. Они в той или иной мере присущи каждому, они были на протяжении всей человеческой истории. Но игровая зависимость их провоцирует. Ситуация в игре вымышленная, но чувства-то человек испытывает совершенно реальные.

– Думаете, игры хуже, чем, скажем, дурные книги или дурные фильмы?

– Тут-то и начинается самое интересное. Поскольку о страстях, которые обычно сопровождают любую азартную игру, мы говорить в данном случае не можем, значит, существуют какие-то иные механизмы захвата человеческой психики. И действительно, анализируя принципы взаимоотношения людей с игровыми системами, мы обратили внимание на то, что это система, скрупулезно продуманная с точки зрения психологии и психофизиологии. То есть современная игральная система при всей своей кажущейся примитивности является квинтэссенцией целой науки. Науки, которая искусственно формирует зависимость игрока от автоматов и базируется на самых передовых исследованиях психосоматики и психологии. Мы стали потихоньку собирать данные и пришли к выводу, что при игре на автомате у человека быстро формируется так называемая рефлекторная дуга.

– Поясните, пожалуйста.

– Помните, как академик Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы?

– Собакам давали мясо и зажигали лампочку. При виде мяса у животных начинала течь слюна. А потом лампочку стали зажигать без кормежки. Однако слюноотделение у собак все равно появлялось, так как у них выработался условный рефлекс на свет лампочки.

– Верно. У игроков тоже вырабатываются рефлексы. Только принципы формирования этих рефлексов базируются на самых передовых технологиях. Сегодня существует такая область, которая называется «суггесто-кибернетика». Первоначально это была вотчина военных исследований, но теперь очень многое из военных исследований плавно перетекло в обыденную жизнь. Суггестокибернетика довольно открыто применяется при обучении скорочтению или иностранным языкам. По сути, вся она направлена на формирование механизмов зависимости. Причем зависимости настолько глубокой, что научный мир еще не сталкивался с подобными проблемами. Вернусь к началу нашего разговора. Действительно, игровые автоматы существовали давно. «Однорукие бандиты» появились лет тридцать назад. Но формы зависимости, существовавшие у игроков (по-английски «геймблеров») тогда и теперь, — совершенно разные. И это различие появилось, когда механические аппараты стали базироваться на компьютерных технологиях. Современные игровые автоматы, по сути, представляют собой суперсовременный компьютер, где учтены всевозможные факторы. Специалисты, изучающие эту проблему, пишут о возможности формирования при общении с компьютером целого ряда психических механизмов, искусственного вызывания тех или иных эмоций, активизации или, наоборот, замедления тех или иных психических процессов. Возьмем для примера новые системы биометрии, базирующиеся на новых компьютерных технологиях. Когда человек включает компьютер, система снимает параметры его общения с компьютером: его реакцию на мышь, его взгляд, его манеру открытия файлов. Она фиксирует самые тонкие аспекты поведения данного конкретного человека и, соотнося полученные параметры с эталоном, может точно определить, кто перед ней: хозяин компьютера или нет. Но раз можно зафиксировать такие тончайшие параметры и реакции, которые без компьютера не определишь, значит, существует и возможность влиять на человеческую личность.

– А как эти вещи учтены в игровых автоматах?

– Любой человек, зайдя в салон, обратит внимание на то, что на каждом аппарате установлена обыкновенная мигалка. Зачем? Снова вспомним павловских собачек и формирование рефлексов. Представьте себе: заходит человек в салон, садится за автомат, разменивает денежки, похожие на настоящие. Кругом все звенит, шумит, все двигается в определенном ритме, мигалки работают. Такая обстановка очень сильно рассеивает внимание человека, и это опять-таки делается преднамеренно.

– Зачем?

Если у Вас присутствуют 4 и более из вышеперечисленных признаков игромании, то Вы либо уже ей страдаете, либо находитесь в группе риска.

Как работает сессия «Против игромании»?

Лечение от игровой зависимости

Успешным лечение игромании может стать только при участии в этом процессе его родных и близких людей. Цена на лечение от игромании и избавление от игровой зависимости не большое. Если человек оступился, нельзя позволить, чтобы он погряз в своих проблемах. Помогите ему, проявите настойчивость и не отступайте при первых же трудностях, а центр реабилитации для наркозависимых, алкоголиков и людей, страдающих игроманией, поможет вам в этой борьбе за психическое здоровье и счастливую семейную жизнь. И помните, что лечение игромании должно осуществляться только под контролем квалифицированных специалистов. Более подробную информацию о программе, длительности и цене лечения игромании вы можете узнать, связавшись с нами по телефонам, указанным на сайте или обратившись непосредственно в один из наших центров.

Ну, во-первых, здесь возникает такой момент. Что если всё-таки лудоманию излечить, то теряется клиент. Если рассматривать лудоманию в ряду той же самой наркомании и алкоголизма, то, как обычно лечат тот же самый алкоголизм? У пациента выясняется страх, причём не страх смерти, а какой-то такой страх, совершенно иррациональный, очень мощный. И под гипнозом производят кодирование. Т.е. ассоциируют процесс выпивания (даже просто взгляд на спиртное) с различными негативными картинками и ощущениями. Либо т.н. «рвотная терапия». Когда дают выпить алкоголь, а потом вызывают рвоту. Человек пьёт, потом его рвёт. Пьёт — рвёт. Несколько повторений такого рода сеансов и в течение какого-то времени, пол года, год, даже полтора года человек действительно при виде спиртного, ощущении запаха этого спиртного, у него возникает неукротимая рвота.

В принципе можно примерно так же лечить лудоманию. Видишь игровые автоматы, находишься в этой обстановке — на, выпей рвотного. Результат есть, но он всё равно не надёжный. Почему? Потому что как в случае с тем же алкоголизмом, вот эти вот кодировщики не устраняют первопричину. Они просто ставят блок. Т.е. причина выпивки — отсутствие интересов в жизни. Но не просто такого экзистенциального интереса, типа «хочу рыбок разводить». А отсутствие смысла жизни вообще как такового. Человек не видит вообще в принципе, зачем ему жить! Поскольку он не видит смысла не в жизни, не в семье, не в работе, то, что ему ещё остаётся делать? Либо колоться, либо пить, либо каким-то иным способом. Лудомания наименее разрушительно из всех этих способов. Для организма, имеется в виду.

Но, тем не менее, причина не устраняется. Так же как «вылечили» алкоголика, не устранили причину, а просто поставили блок. У человека нет смысла жить, он тянется за бутылкой. Между вот этой стрелкой «нет смысла жить — он тянется за бутылкой» поставили блок. Получилось «тянешься за бутылкой — плохие последствия». Но, поскольку первопричину не устранили, то организм найдёт какие-либо обходные способы, что через какое-то время кодировку всё равно, что называется «сорвёт». Т.е. «тянешься за бутылкой — начинаешь блевать», например. Или становится плохо. Вот эта связь, она со временем затирается. Потому что «мучения от отсутствия смысла жизни» со временем становятся более сильными, чем мучения от связи «тянешься за бутылкой — блюёшь». И скорее рано, чем поздно эта связь затирается, а прежняя восстанавливается.

В той же самой лудомании, «видишь игровые автоматы — начинаешь рвать». Подсознание оно хитрое, ну ладно, хорошо, значит, потянемся за бутылкой. От бутылки не рвёт, пока. Сходили, закодировались, ну ладно, найдём шприц.

Взамен одной пагубной страсти «деньги — эмоции» подсовывается другая пагубная страсть — «выпивка — эмоции», или «шприц — эмоции». Первопричина «отсутствие смысла жизни» — она не устраняется. Устраняются лишь вот эти вторичные связи. Или делаются искусственные ассоциативные связи. Вырабатывается условный рефлекс, «бутылка — рвота». Социализации человека не происходит.

Как переориентировать человека

Если же, несмотря ни на что, вы любите своего мужа и хотите сохранить семью, запаситесь терпением. Помните, что выяснять отношения и скандалить практически бесполезно. Более того,  ссоры могут привести к противоположному результату – благоверный погрузится в виртуальный мир еще глубже. Действуйте хитрее – проникните в его мир сами. Садитесь рядом, когда муж играет, и уточняйте, в чем смысл игры, какие бывают герои, кто побеждает. Узнайте своего «врага» как можно лучше, а заодно удивите мужа тем, что способны быть рядом с ним в игровом пространстве. Только так вы сможете добиться того, чтобы любимый снова начал к вам прислушиваться. Если игрушка сетевая, познакомьтесь с его соратниками по игре, влейтесь в коллектив и устройте встречу игроков в реале. Ваша задача выманить людей из вымышленного пространства за вполне конкретный стол с чаем и печеньем. Пускай, поначалу обсуждать за этим столом будут только нюансы стратегий и сражений.

Способ седьмой, внушительный.

Речь идёт о самовнушении, этот способ нужно попробовать самому игроману. Спокойно, в тишине задайте себе следующие вопросы: Зачем и для чего я играю? Что мне даёт игра? Мешаю ли я своим поведением окружающим? Крут ли я так, как мой персонаж? Смогу ли я сделать что-нибудь похожее на игру вне компьютера? Могу ли я не играть?

Все это вырабатывается в несколько занятий. Если Вы желаете сориентировать близких людей и думаете, что можете справиться сами, с приведенными выше целями самостоятельно, можете попробовать. Предварительно Вы можете побывать у психолога и получить полную консультацию. Таким образом, вы сможете начать курс лечения от болезни заочно для сознания больного. Дополнительно вы можете попробовать отвлечь больного на любые дела, удалив больного от источников предполагаемой страсти. Только нужно помнить, что заместить автоматы на симуляторы или же компьютерные игры вам не удастся. Во-первых, только потому что это не получит нужного действия в профилактических целях, а во-вторых, потому что есть вероятность заменить одну зависимость на другую. Зависимостей в нашей короткой жизни много, даже игра на компьютере, общение на форумах  и все это может образовать у вас зависимость, при условиях «благоприятной» для этого среды.

Просмотры: 4942 / 788

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление