Психические заболевания: православный взгляд. Дмитрий Авдеев

Вера в бога психическое отклонение
«Православие и современность». Свято-Михайловские чтения, 2008, часть 2-я, стр. 21-50

Причины психических заболеваний

Д.А.Авдеев,директор Института проблем формирования христианскогоотношения к психическим заболеваниям,кандидат медицинских наук,г. Москва

«Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами...

Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи...»

Из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви

Распространенность психических заболеваний

По опубликованным данным, в мире на сегодняшний день насчитывается более 500 миллионов психически больных людей, и число их постоянно увеличивается. Вообще за последнее десятилетие количество психически больных возросло на 35–50 %. Более того, думается, что даже эти показатели не отражают истинных реалий. В действительности психически больных людей значительно больше. Это лишь учтенные данные. В России на каждые 100 тыс. населения приходится 2,5 тыс. психически больных. Подростки же болеют чаще — 3,8 тыс. человек на 100 тыс. населения. Ежегодно в России 39 человек на каждые 100 тыс. населения заканчивают жизнь самоубийством,   70 тысяч молодых людей умирают от наркотиков.

Проблема психического здоровья становиться не только медицинской, но и остро социальной, имеющей важные последствия для всего общества.

Общие сведения о психических заболеваниях

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком,и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычникуокажи почтение, как образу Божию. Что тебе за делодо его немощей и недостатков? Наблюдай за собой,чтобы тебе не иметь недостатка в любви.Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Психическая болезнь представляет собой изменения деятельности головного мозга, при которых психика не соответствует окружающей действительности, отражает ее искаженно. Проявляются психические заболевания в нарушении психики и поведения человека.

Как классифицируются психические заболевания? Принципиально в психиатрии выделяют два уровня патологических изменений. К первому уровню (или группе) относятся психотические состояния. Это обширная группа заболеваний, имеющих непсихогенное (непсихологическое) происхождение и связанных с рядом генетических, обменных и иных нарушений. Среди основных заболеваний этой группы выделяются шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептические и старческие психозы. Болезни могут протекать непрерывно или приступообразно, вяло или ярко, тяжело или умеренно тяжело.

Типичные симптомы психозов: бред, галлюцинации, поведенческие нарушения (чаще при шизофрении); расстройства эмоциональной сферы в виде мании или депрессии (при маниакально-депрессивном психозе) и т. д. Со временем может измениться весь психический «облик» человека.

Другая группа патологических заболеваний включает в себя разнообразные непсихотические расстройства. Отличительной чертой этих заболеваний является связь их возникновения со стрессами, психотравмирующими обстоятельствами, дефектами воспитания, социальными условиями.

В отличие от психозов, в случае непсихотических расстройств, составляющих так называемую «малую» психиатрию, больные относятся к своему психическому состоянию критически, пытаются бороться с постигшим их недугом.

Психические болезни протекают во многом отлично от соматической (телесной) патологии. Одной из особенностей психических болезней является как бы отсутствие у них видимого повреждающего фактора. Сколько-нибудь существенные анатомические изменения отсутствуют в мозге при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Неврозы также не проявляют себя видимыми дефектами со стороны центральной нервной системы. При эпилептических и старческих психозах болезненные изменения в головном мозге скорее предшествуют клинике психических расстройств, нежели порождаются ими.

Недуги от «естества»

От чего же возникают психические расстройства и болезни? Попытаемся рассмотреть этот вопрос. Существует несколько точек зрения. Одна из причин — естество человека, его индивидуально-биологические свойства.

Преподобный Иоанн Лествичник приводит определенные признаки, по которым он советует различать возникающие, помимо воли монахов, расстройства настроения духовного происхождения от таких же, не уступающих молитве и силе крестного знамения, настроений, развитие которых зависит, как он пишет, «от естества».

Вера в Бога
Вера в Бога
Вера в Бога

Кроме того, один грех, одна зависимость вызывает другую. Это замкнутый порочный круг.

– Нехимические зависимости делятся на женские и мужские?

– Четкого разделения нет. Женщины более эмоциональны. Сказать, что в игровые автоматы больше играют мужчины, к сожалению, нельзя. В наше время часто можно наблюдать картину, когда бабушки-пенсионерки играют в азартные игры и проигрывают свои пенсии. В западных странах игровые зоны выносятся за пределы города, для того, чтобы не было сильного искушения играть. В нашей стране законодательством не предусмотрен запрет на расположение игровых зон в общественных местах.

И так во всем. Священные книги, якобы вдохновленные или прямо продиктованные божественной мудростью, вместо Абсолютного Знания содержат лишь набор невежественных предрассудков, типичных для людей того времени и того места, где соответствующая религия зародилась. Несостоятельность каковых не может не бросаться в глаза любому современному человеку.

Так можно ли считать психически адекватными тех людей, которые предпочитают верить не своим глазам, а давно устаревшим мифам?

Идем далее. От текстов, вдохновленных или, тем более, прямо продиктованных Творцом Вселенной, логично было бы ожидать абсолютного, немыслимого для человека совершенства и красоты. И по глубине мысли, и по своим литературным достоинствам они должны были бы намного превосходить лучшие творения человеческого ума. Ничего этого нет. В литературном плане это нудное, тяжеловесное чтиво бесконечно проигрывает не только шедеврам нового времени, но даже эпическим поэмам античности, написанным на несколько веков раньше. Да и содержание, в общем, никакой неземной мудростью не блещет. Да, есть некоторое количество остроумных притч, еще больше демагогических рассуждений в стиле "Священное Писание истинно, поскольку так сказано в Священном Писании" - но в целом ничего такого, до чего не могли бы додуматься даже не гениальные, а всего лишь не полностью бездарные человеческие авторы. А уж о внутренней противоречивости этих текстов не писал только ленивый.

А каким предстает сам бог в любой из религий? Похож ли он на Абсолют, на совершенство, стоящее бесконечно выше человеческих страстей и пороков? Ничуть не бывало. То, что "человек создал бога по своему образу и подобию", видно с предельной наглядностью, начиная с античных языческих религий. Тамошние боги не отличаются от людей вообще ничем, кроме наличия сверхспособностей. Этакая компания вечно грызущихся между собой суперменов или колдунов, если угодно. Похоть, зависть, интриги, гнев - весь набор человеческих качеств. А как выглядит монотеистический бог? Да не только не лучше, а еще хуже! Зевс, конечно, мог кого-то покарать со злости, порою жестоко и совершенно несправедливо, но всемирных потопов он все же не устраивал, не обрекал весь человеческий род (а заодно и множество видов ни в чем не повинных животных) на вечное наказание из-за нарушенного парой людей единственного запрета и вечных пыток всего лишь за то, что кто-то не знает о его существовании, не обещал. Бог монотеистических религий не только крайне жесток, гневлив, ревнив, нетерпим и тираничен, но и страдает впридачу целой кучей тяжелых комплексов; это угрюмый садист, в глубине души которого прячется совершенно немыслимая для Абсолюта неуверенность в себе. Отсюда и страх перед другими богами (которых, как ему должно быть известно лучше всех, нет и быть не может), и истерические требования поклонения и беспрекословного повиновения, хотя бы даже и вопреки справедливости и здравому смыслу. "Зарежь для меня собственного сына", "В награду за послушание я убил всю твою семью и отобрал все, что у тебя было, а ты меня за это хвали" - обычно такими изображают в кино самых отмороженных комендантов концлагерей.

Источник: духовный служитель-христианка

психических расстройств

. Религиозно-мистичес­кий симптомокомплекс входит в структуру как синдромов с нарушен­ным сознанием (делирий, галлюциноз, сумеречный синдром), так и синдромов с непомраченным сознанием (бредовое шизофреноподоб-ное, психотические маниакальное и депрессивное расстройства).Сюда же относятся психические расстройства, связанные с приемом психоактивных веществПонятие экзогенно-органических синдромов включает в себя пре­ходящие состояния, отражающие динамику поражения, вызванного воздействием на головной мозг внешних факторов—травм, инфекций, интоксикаций и т. д.

Картина при внутримы­шечном введении кетамина характеризовалась экстатическим подъемом настроения, ощущением блаженства, деперсонализацией с изменением схемы тела, дереализацией, повышенным чувством единения с миром, нарушением восприятия времени и пространства. После выхода из со­стояния интоксикации длительное психологическое индуцирование при­вело к отсроченной психотической вспышке, начавшейся острым пара-ноцдом и перешедшей в состояние, напоминавшее онейроид. Содержание переживаний целиком определялось представлениями, почерпнутыми из предшествующего религиозного опыта. Эмоции характеризовались чрез­вычайной интенсивностью, водно и то же время больной испытывал бла­женство и ярость, находился в «другом измерении», внутренним зрением видел служителей зла, испытывал чувство проникновения и абсолютно­го понимания окружающего, разделенного на мир добра и мир зла.психопатологическую структуру описанных состояний определяют индуцированные фармакологическими и психологически­ми приемами измененные состояния сознания. Несомненно,

* * *

расстройства.психического психологического функционирования. Во втором случае они протекают в условиях как измененного так и неизмененного сознания, например при шизоф­рении, и подчиняются закономерностям клинических проявлений, течения и исхода основного адекватногоИтак, главной отличительной чертой религиозно-мистических со­стояний является переживание «непосредственного единения» с богом или иными сверхъестественными силами. Их следует соотно-ситьсдвумя классами явлений. Они могут быть крайним выражением религиозного опыта и тогда становятся объектом изучения психоло­гии религии. С другой стороны, они могут выступать в роли симпто-мокомплекса в рамках различных психопатологических синдромов: психогенных, эндогенно-функциональных, экзогенно-функцио-нальных. В первом случае религиозно-мистические состояния инду­цированы, протекают в условиях измененного состояния сознания, отличаются кратковременностью, после их завершения не наступает нарушений жизнедеятельности и

...

ГЛАВА 5

ДЕПРЕССИИ С РЕЛИГИОЗНОЙ ФАБУЛОЙ БРЕДА

рии накапливался опыт, представляющий ценность и для нашего времени. Византийский ре­лигиозный подвижник, автор знаменитого трактата «Лествица, ве­дущая к небесам» Иоанн Лествичник (психиатВзаимоотношения естественнонаучного и религиозно-нравствен­ного взглядов на депрессию имеют давнюю историю и традиции. Уже в монастырский период развития VIв.) описал «отчаянье» как одно из подстерегающих монаха опасностей. Говоря о двух видах от­чаяния, происходящих от множества грехов и от гордости, он уже в то время различал расстройства духовного и «естественного» про­исхождения [2]. В XIXв. религиозная меланхолия (melancholiareligiosa) была описана W.Griesingerи включала в себя состояние ду­шевной подавленности в сочетании с религиозным бредом тяжкого греха, страхом адских наказаний, проклятия богом [14]. Другой фор­мой меланхолии, связанной с религиозными переживаниями, по W.Griesinger, являлась «демономеланхолия», которая возникала на фоне углубляющегося страха и сопровождалась ощущениями при­сутствия бесов в различных частях тела. В последующем термины «религиозная меланхолия», «религиозное помешательство» упоми­налось в руководствах С.С.Корсакова [1], В.П.Сербского [8]. На имеющие пессимистический характер религиозные переживания об­ращали внимание не только психиатры, но и психологи. Основными характеристиками этих переживаний W.Jamesсчитал то, что они вме­сто утешения приносят отчаяние, скрытый в них смысл представля­ется ужасным, а воздействующие на больного сверхъестественные силы воспринимаются как враждебные [13].

анестезии (психическойК.Шнайдер отметил три особенности психотических депрессий с религиозным бредом: 1) трансформацию ретроспективных припоми­наний минимальных прегрешений в переживание тяжкой вины перед богом и неминуемое ожидание «заслуженного» наказания; 2) появление ранее не свойственной больным педантичной религиозной деятельнос­ти, не приводящей к минованию депрессии и успокоению; 3) утрату религиозной веры при anaesthesiapsychicadolorosa) [12].

и духовного, в их сложных взаи­моотношениях».психическогоВзаимоотношениямпсихопатологии и религии уделялось большое внимание в последних работах Д.Е.Мелехова [3]. В ходе патографичес-кого исследования болезни Н.В.Гоголя, он отмечал: «В религиозных пе­реживаниях Гоголя были, особенно в первых приступах и даже до 1848 года, элементы борьбы с болезнью, сопротивления, молитвенного призывания к помощи Божией и просьб к близким о помощи в борьбе с мятежными мыслями, суевериями, пустыми приметами и малодуш­ными предчувствиями. В дальнейших приступах, и особенно в после­днем, было уже полное господство бреда греховности, самоуничиже­ния, потери веры в возможность прощения... При отказе от пищи и прогрессирующем истощении врачи применяли с лечебной целью пи­явки, кровопускания, мушки, рвотные средства вместо укрепляющего лечения, искусственного питания и т.д.... Духовник советовал бросить все и идти в монастырь, а во время последнего приступа привел Гоголя в ужас угрозами загробной кары, так что Гоголь прервал его словами: «До­вольно! Оставьте! Не могу больше слушать! Слишком страшно! Болезнь и смерть Гоголя — типичный случай, когда врачи еще не умели распоз­навать это заболевание, которое еще не было описано в медицинской литературе, а духовник тоже не знал биологических законов этого за­болевания, толковал его односторонне, духовно-мистически, а не в аспекте «широкого горизонта» человеческой личности, единства в ней биологического,

В последние годы уделяется большое внимание психотическим депрессиям. В литературе отмечаются присущие им бред и галлюци­нации [13], чувство вины и ажитация [18, 20], опасность соверше­ния больным суицида [15]. Однако структура и особенности разви­тия депрессий с бредом религиозно-мистического содержания изучены недостаточно.

) в сочетании с бредовыми идеями религиозно-мистического содержания, грехов­ности, одержимости, колдовства. Наряду с указанными признака­ми, в структуре этих депрессий могут встречаться беспокойство, ажи­тация, галлюцинации.энергичностиТаким образом, к депрессиям с религиозной фабулой бреда отно­сятся психотические состояния, включающие в себя основные при­знаки депрессивного эпизода [7] (снижение настроения, утрата интересов и удовольствия, снижение

5.1. Клинические варианты депрессий с религиозной фабулой бреда

рии синдромологический принцип. По своей конструкции они относились к депрессиям 2-й группы по Ю.Л.Нуллеру [4] или сложным депрессиям по А.С.Тиганову [10] и характеризовались сочетанием симптомов депрессии с симптомами других психопатологических ре­гистров. Нередко психоз начинался с тревожно-депрессивной сим­птоматики, а затем присоединялись галлюцинаторные, бредовые, сенестопатические, деперсонализационно-дереализационные прояв­ления с постепенным ослаблением признаков депрессии. Эти особенности позволили рассматривать депрессии с религиозной фа­булой бреда в рамках депрессивно-параноидных, меланхолико-парафренных, депрессивно-дереализационных, тревожно-депрес­сивных и депрессивно-ипохондрических синдромов.психиатВ основу клинической типологии депрессий с религиозной фабу­лой бреда положен традиционный в отечественной

харак-гер: больные считают себя грешниками, падшими, опозорившими человеческий род. В церкви во взглядах прихожан, священников и Цаже в ликах святых на иконах они улавливают осуждающие наме­ки (бред особого значения). В бредовых построениях сочетаются самые современные и архаические представления: «по заданию дьяво­ла устанавливаются жучки, видеокамеры, считывается информация с домашнего компьютера». Ложные узнавания в виде симптома от­рицательного двойника имеют характер непосредственной угрозы: «дочь — дьявол в образе дракона, хочет замуровать в квартире, ли­шить еды и питья», «муж — дьявол, хочет убить». Предчувствия неминуемой жуткой развязки отражает бред инсценировки («все под­строено: нечистая сила вселилась в сестер, санитаров, врачей, хотят убить, задушить, покалечить, сбросить в бездну»).ГенерализованныйДепрессивно-параноидный синдром. Характеризуется депрессив­но-тревожным аффектом с бредовыми идеями греховности, осужде­ния, наказания. На фоне выраженных астенодепрессивных прояв­лений с ощущениями соматического неблагополучия возникают выраженные проявления чувственного бреда. Окружающее начина­ет восприниматься измененным, возникают страх, неотчетливые представления о надвигающейся катастрофе (бредовое восприятие). В кошмарных сновидениях видятся покойники, люди в черном («слу­ги сатаны»), смерть («силуэт в белом балахоне с косой наперевес»), фобы. Например, больной казалось, что с нее хотят сорвать натель­ный крест («проснулась вся в холодном поту»). Возникают навязчи­вые представления об умерших родственниках. Формирующаяся бредовая фабула постепенно принимает

Синдром Кандинского — Клерамбо представлен слуховыми, зри­тельными, обонятельными псевдогаллюцинациями, сочетающими­ся с идеями воздействия. Пациенты ощущают могильный запах, слы­шат голоса, как осуждающие, так и контрастные по содержанию («одни ругательные, другие божьи»). Ощущения внушения, воздей­ствия, чтения мыслей на расстоянии интерпретируются в рамках ос­новной фабулы. Осуждая себя за самые незначительные сточки зре­ния общепринятых норм проступки, больные часто и неистово, нередко по ночам, молятся, отказываются от мясной пищи, окроп­ляют жилище святой водой, каются, исповедуются. Представления о собственной греховности усугубляет отсутствие облегчения.

...

Меланхолико-парафренный синдром. процессов, расстройством осознания собственного опыта личности, нарушением аутоидентификации [6].психическихКлиническая картина ха­рактеризуется глубокими нарушениями интеграции

Нил Мироточивый (+1651) пророчествовал: «Настанет время, когда люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас. <…> Разум людей помрачится от страстей плотских, и все более будет усиливаться нечестие и беззаконие. Мир тогда станет неузнаваемым, изменится облик людей и нельзя будет ясно различать мужчин от женщин, благодаря бесстыдству в одежде и форме волос головы. Эти люди одичают и будут жестокими, подобно зверям. Скромность и целомудрие исчезнут у людей, и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела, и горе накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложство, тайные дела, кража и убийство станут господствовать в обществе. И будет брат иметь сестру как жену, мать иметь сына как мужа, будет умерщвлять сын отца и прелюбодействовать с матерью, и иные тьмы зол войдут в обычай. Поскольку же станут к людям прививаться злые дела, постольку будут находить на них бедствия. Люди же, чем больше будут на них находить бедствия, тем больше будут возделывать зла, вместо того, чтобы каяться, будут озлобляться на Бога…»

«Пьянство — вражда на Бога... Пьянство — это добровольно накликаемый бес... Пьянство отгоняет Святого Духа», — писал святитель Василий Великий. «Пьянство — корень всех зол... Пьяница — живой мертвец... Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним... Пьянство... — это многообразный и многоглавый зверь... Здесь вырастает у него блуд, там — гнев; здесь — тупость ума и сердца, а там — постыдная любовь... Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница», — наставлял святой Иоанн Златоуст. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны... Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу», — свидетельствует святитель Тихон Задонский.

Еще более пагубной является широко распространяющаяся наркомания — страсть, которая делает порабощенного ею человека крайне уязвимым для действия темных сил. С каждым годом этот страшный недуг охватывает все больше людей, унося множество жизней. Наиболее подвержена наркомании молодежь, что представляет особую угрозу для общества. Корыстные интересы наркобизнеса также оказывают влияние на формирование — особенно в молодежных кругах — особой «наркотической» псевдокультуры. Незрелым людям навязываются стереотипы поведения, предлагающие употребление наркотиков в качестве «нормального» и даже непременного атрибута общения.

Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. «Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь». (Основы Социальной Концепции РПЦ).

Игромания. Юноша опускает 5-рублевую монету в прорезь «Столбика». Автомат «съедает» добычу. Пятак, еще пятак, и еще, и еще... В глазах у парня то напряженное ожидание, то разочарование. Бесспорно одно — это глаза зомби. В них нет ничего живого. Только страсть и азарт.

Женщина 35 лет буквально стонет от душевной боли во время врачебного приема, умоляя избавить ее от жуткой зависимости к игре.

Седовласая старушка со слезами на глазах, захлебываясь от горя, рассказывает о своем внуке, который распродал все в доме, чтобы насытить утробу чудовища по имени «однорукий бандит».

Мама 14-летней девочки каждый день провожает дочь в школу и встречает после уроков. Школа близко, но по пути к ней — игровой автомат. Если мама не встречает и не провожает дочь, то все деньги, которые ей дают на обед и карманные расходы, будут немедленно проиграны.

Недавно писали о сельском почтальоне, который проиграл всю пенсию тамошних стариков, а сам скрылся. Возбуждено уголовное дело.

Ради денег игроман может пойти на страшное преступление. В Барнауле сын убил родную мать, завладел ее деньгами и отправился в клуб продолжать игру.

Другой случай произошел на Урале, в поселке Пышма. Там на автоматы «подсели» 65 % населения этого небольшого населенного пункта. Не так давно один из жителей Пышмы закончил жизнь самоубийством, а его семья (жена, дети) должны продать квартиру, чтобы расплатиться с долгами отца.

Теперь эта проблема остра не только в столице. Она — повсеместно. Читаю в газете: «Когда едешь по улицам столицы Кубани, невольно задаешься вопросом: „Где я, в Лас-Вегасе?“ Количество казино, игорных клубов и отдельно стоящих игровых автоматов растет не по дням, а по часам. И если не предпринять меры сейчас, то через несколько лет родной Краснодар превратится в одно сплошное казино. И что больше всего тревожит — к азартным играм все больше приобщается молодежи и подростков. Медики считают, что этот интерес переходит в болезнь. А за ней стоят разорение, несчастье, загубленные жизни, криминал».

Волны страсти захлестывают Россию. Понятно, что игорный бизнес выгоднее, чем, к примеру, общепит. Реклама в метро бьет «не в бровь, а в глаз»: «Если в жизни не везет, приходи играть в «Джекпот»! Вместе с входными билетами в ночной клуб вручают бесплатные фишки для рулетки. Слово «проигрыш» не произносится. Время в игровых залах остановлено: здесь не вешают часы, а сами залы оборудованы так, чтобы не было видно, день или ночь за окном.

Игровые автоматы появились в России в 1992 году. Шло время, и зависимость от болезненного пристрастия к ним приняла характер стихийного бедствия.

Термин «игромания» (лудомания, патологический гемблинг) обозначает патологическую страсть к азартным играм. Как и в случае с наркотиками и алкоголем зависимость от игры наступает постепенно.

Выделяют три периода в развитии этой зависимости. На первом этапе человек играет от случая к случаю. Игра превращается в сверхсильную доминанту в поведении человека. На втором этапе присоединяется потеря контроля над собой. И, наконец, на третьем этапе, когда безудержная игра чередуется с периодами паники, депрессии или агрессии, человек может проиграть все, он может совершить преступление и даже покончить с собой.

Игромания относится к тяжелым формам расстройств влечения. Ее также иногда называют наркоманией в социальной форме. К психиатрам и наркологам обращается все больше и больше пациентов с диагнозом «игромания». Среди них и дети, и пенсионеры, и состоятельные люди, и едва-едва сводящие «концы с концами».

Известны случаи, когда стариков, проигравших пенсию, увозили с инфарктом на «скорой» прямо из игрового зала. Среди игроманов много тех, кто проигрывает немалые деньги, а семья остро нуждается, порой голодает.

В психиатрии есть понятие «аддиктивное (зависимое) поведение». Оно включает в себя различные типы поведения: наркотическая зависимость, алкоголизм, курение, пристрастие к обильной еде, пристрастие к азартным играм, компьютерная и интернет-зависимость. Болезням зависимости свойственны: синдром психической зависимости (навязчивое влечение) и синдром физической зависимости (компульсивное влечение, потеря контроля над собой, абстинентный синдром). В наиболее запущенных случаях врачи рекомендуют госпитализацию в психиатрическую лечебницу с целью оградить человека от предмета его страсти.

Как относились к азартным играм на Руси в прошлом? Из воеводских наказов ХVII века видно, что игравших в азартные игры наказывали кнутом, а карты отбирались и сжигались. При Петре I первоначально военным было строго воспрещено играть в карты или кости на деньги, а потом данный запрет был распространен на всех. Это распоряжение было подтверждено при императрице Анне Иоанновне 23 января 1733 года: «Чтобы никто, съезжаясь в партикулярных и вольных домах, как на деньги, так на пожитки, дворы и деревни и на людей ни в какую игру не играли». Во время царствования Александра I Петербургскому и Московскому генерал-губернаторам повелевалось неослабно наблюдать, чтобы не было азартных игр, виновных — отдавать под суд.

Богата примерами и классическая литература. Вспомним «Пиковую даму» Пушкина. По мнению психиатров, это блистательное изложение истории болезни лудомана. Или роман «Игрок» великого Достоевского, самого отдавшего страшную дань этой пагубе: «Я как будто одеревенел, точно загряз в какой-то тине...»

Медицинские новости

www.ortodox.donbass.com

"Лучше не приобретать"? а кто предлагал мне выбор когда я от скверной обстановки в семье ушел в зазеркалье монитора, где не было всего того что в реальном мире? Теперь, спустя 8 лет, я уже знаю почем фунт лиха в этом зазеркалье. Всяко было уже - и провалы в памяти и мозги едва не отшибало...Уходить от этого надо тремя путями: через Церковь, нравящуюся тебе работу, и еще раз через Церковь.

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление