Обсуждения, вопросы и ответы врачей и пожилых людей. Пожилые люди сообщество

Вопрос к пожилым людям

Уважаемые участники сообщества "Пожилые люди"!В этой теме предлагаем вам размещать любые мысли и предложения о том, что вам было бы интересно прочитать или увидеть на портале, ссылки на статьи, тесты...

Уважаемые участники сообщества "Пожилые люди"!В этой теме предлагаем вам размещать любые мысли и предложения о том, что вам было бы интересно прочитать или увидеть на портале, ссылки на статьи, тесты...

И я ей указал на то, в чем сам все больше убеждаюсь со временем: нам дается жить и проживать заново свое прошлое до тех пор, пока мы не разрешим все встающие проблемы. Пока мы не встретили ситуацию из прошлого лицом к лицу (а во время бессонницы приходит на память только неладное), пока не разрешили тот или иной вопрос, он будет настойчиво возвращаться в виде воспоминаний, ночных кошмаров или образов. Поэтому я предложил этой женщине принять то, что прошлое ее так глубоко тревожит, как милость Божию: случись ей войти в вечность со всеми этими нерешенными проблемами, ей все равно придется их решать, но уже не тогда, когда сами обстоятельства ей помогают. Она спросила, что же делать, и я ей посоветовал, когда вспоминается какое-то событие, постараться вернуть себя в обстоятельства того времени и пережить это событие заново, но пережить на основании нового опыта, опыта долгих лет. И затем поставить перед собой вопрос: «Бог вернул меня обратно к этой ситуации. Сделала бы я сейчас то же самое, произнесла бы те же слова, что пятьдесят, семьдесят, сорок лет назад?» И нужно ставить этот вопрос до тех пор, пока не сможешь сказать всем своим существом не только из страха, но на основании всего жизненного опыта, всей с годами приобретенной зрелости: нет, оказавшись в прежней ситуации, я бы так уже не поступила; всем умом и всем сердцем, всей волей и плотью отрекаюсь от этого, прежняя «я» умерла.

И знаете, это сознание, это чувство, что ты умер по отношению к своему прошлому, в некотором смысле совершенно реальное. Помнится, один человек пришел к священнику и сказал: «У меня такая проблема: много лет тому назад я поступил неладно в том-то и том-то. Я могу рассказать о своем грехе или проступке, но каяться я не могу, не потому, что не признаю его за грех, а потому что у меня абсолютное ясное чувство: человек, который совершил его двадцать – двадцать пять лет назад, – не я. Я уже не тот человек, тот человек умер, я могу описать его действия, но не могу от своего лица принести за них покаяние, потому что я – не он». Именно эту мысль я пытался донести до пожилой прихожанки: нам дается жить и проживать заново, с неизбежностью возвращаться во все неладные, болезненные, уродливые ситуации нашего прошлого с тем, чтобы изнутри обретенной зрелости разрешить их, развязаться с ними, как развязывают узлы и отпускают на свободу.

Второй пример, который мне хотелось бы привести, похожий, только разрешился он иначе. Ко мне пришел человек, которому было за восемьдесят, и попросил совета. Когда ему было лет двадцать, в России шла гражданская война, и он служил офицером Белой армии. Он был влюблен в медицинскую сестру своего подразделения, она его глубоко любила, и они собирались пожениться. Все было полно надежды и радости, но однажды во время перестрелки она нечаянно высунулась, и он ее застрелил. И он никак не мог с этим примириться.

Он мне говорил: «Я убил девушку, которую любил. Я убил девушку, которая любила меня. Я оборвал жизнь, только начинающую расцветать, полную возможностей и будущего. Что мне делать?» Я спросил: «А что Вы делали до сих пор, это ведь произошло лет шестьдесят назад?» Он сказал: «Я следовал всем советам, которые мне давали. Я молился о прощении, но не находил покоя в сердце; исповедовался, плакал о том, что совершил, получал разрешительную молитву, но ничего не происходило; творил в ее память, сколько мог, добрые дела, но опять в моем сердце ничего не менялось; причащался, делал все, что благочестивые люди, священники и друзья мне советовали».

4 Проблема: Действительно ли старость – тяжелый период жизни? Действительно ли старость – тяжелый период жизни?

Аля, 15 лет

4. Нужно писать письма от руки или лучше печатать? От руки, конечно, душевнее и желательнее. Но если хотите печатать или почерк крайне неразборчивый, то лучше в печатном виде регулярно радовать человека, чем вообще никак. Можно подобрать шрифт, который похож на рукописный, но чтобы и читался хорошо, и покрупнее сделать. Бабушки-дедушки часто все равно не понимают, что это напечатано на компьютере.

5. Как часто надо писать письма? Писать нужно не реже 1 раза в месяц. Чаще – только приветствуется! :)

6. Кому задавать вопросы, возникающие в процессе переписки? Если возникли общие вопросы, то можно поискать ответы на форуме. Если ответ не найден, можно задать вопрос на форуме.

Если же возникли вопросы личного характера, касающиеся вашей бабушки/ващего дедушки, то лучше адресовать их координатору на электронную почту. Можно также пообщаться с координатором через «личные сообщения» на форуме.

7. Как найти своего координатора по переписке? Список координаторов по переписке выложен здесь.

Кроме того, примерно раз в месяц координатор будет присылать вам напоминалку, на которую обязательно нужно отвечать.

8. Напишут ли мне координаторы, что мое письмо дошло бабушке/дедушке? Координаторы узнают, получают ли бабушки/дедушки/молодые люди письма только во время поездки в ДП. Поэтому ждать быстро этой информации не стоит, продолжайте регулярно писать письма. Следите за графиком поездок на главной странице сайта и привезенными приветами в соответствующей теме на форуме. Перед поездкой вы можете написать координатору вопросы о своей (-ем) бабушке/дедушке, ответы на которые координатор постарается узнать в поездке.

9. Как вкладывать конверт для ответа, если я живу за границей? На конверт, в котором вы отправляете письмо в Россию, клеите марки своей страны проживания. А на пустой конверт с обратным адресом, который вы вложите вместе со своим письмом, чтобы у бабушки/дедушки была возможность вам ответить, нужно наклеивать российские марки. Попросите родственников или друзей, живущих в России, высылать вам марки. Высылать они могут в обычном конверте, только лучше положить туда ещё лист бумаги или открытку, чтобы марки не просвечивали.

Также для вас открыта отдельная тема «Волонтеры в эмиграции» на форуме сайта. Вот ссылка.

Кроме того, открытки вы можете отправлять через онлайн-сервис отправки открыток почтой России (Обратите внимание – если вы выбрали для отправки открытку, помеченную тегом «благотворительность»,то из 99 рублей, которые нужно заплатить за отправку открытки, 94 поступает на счет петербургского фонда помощи онкобольным «Адвита».)

10. Посылать ли фото слепой бабушке? Обязательно посылайте и письма, и фото, и открытки! Незрячим бабушкам и дедушкам обычно кто-нибудь читает письма и рассказывает, что изображено на фото/открытках. Представьте, как приятно будет вашей бабушке, если кто-то из ее соседей по палате или медсестра, которые будут читать ей ваше письмо, скажет: - «Какая симпатичная девочка на фото» или что-то подобное?

11. Как узнать, сколько идёт письмо? Расчет стоимости и сроков доставки почтовых отправлений по России здесь.

4)одиночество

5)психологические проблемы (тревога,страх и т.п)

6)другое______

Вопрос3. Как Вы пытаетесь решать эти проблемы?

1)Самостоятельно

2)обращаюсь за помощью к близкимродственникам, друзьям

3)обращаюсь в соответствующие органыгосударственной власти

4)другое _______

Вопрос4. Как Вы считаете, что можно сделать длярешения социальных проблем пожилых?

1)изменить государственную политику вобласти социального обеспечения пожилыхлюдей

2)необходимо менять отношение обществак пожилым

3)ничего

4)другое

Вопрос5. Кто виноват в проблемах пожилых людей?

1)Государство, – отметили 22

2)Они сами, – отметили 7

3)Окружающие люди

4)Никто

5)Другое

Вопрос6. Назовите известные Вам государственныеучреждения, социальные службы, общественныеорганизации, помогающие пожилым людямв решении их проблем:

Министерствосоциального обеспечения

Отделсоцобеспечения при Главе администрации

Домдневного пребывания пожилых людей

«Домапрестарелых» – отметили 14

Вопрос7. Если бы Вы оказались в кризиснойситуации, то обратились бы Вы за помощьюв подобное учреждение?

1)да

2)нет

Вопрос8. Возраст:

55– 64

64– 70

Нередко приходится убеждать родственника принять тот или иной препарат, провести процедуру, сделать массаж или легкую гимнастику. При этом лучше использовать понятные убедительные слова и не утяжелять речь сложной медицинской терминологией.

Наводящие вопросы сформулированы так, что предполагают определенный ответ. Например:

"Вы действительно были сердиты?", "Вы действительно опечалены этим?"

В то время как открытый вопрос позволяет человеку выговориться. Например:

"Что Вы испытывали по этому поводу?" или "Как Вы реагировали?"

"Как это ощущается теперь?"

Упражнение 4

Работайте с партнером.

Вместе придумайте как можно больше наводящих вопросов. Переведите их в альтернативные, открытые вопросы.

Всегда полезно подумать о цели Ваших вопросов. Нужно ли Вам вдаваться во всевозможные детали того, о чем человек рассказывает? Или лучше позволить ему высказаться, как он хочет? По мере роста опыта консультанта, потребность в детализации, возможно, отпадет, поскольку он станет легче воспринимать, что другой человек чувствует и говорит.

Двигаться от общего к конкретному.

Другой полезный прием в проведении опроса состоит в том, чтобы стимулировать другого человека говорить более конкретно. Полезно задать вопрос, который уточнит, что человек подразумевает, когда говорит о чем-то в общих чертах.

Например, клиент может сказать:

"В настоящее время моя жизнь находится в ужасном беспорядке".

Что конкретно это означает для нее или него? Задав открытый вопрос, мы поймем это и, возможно, сможем продвинуться дальше:

"В чем состоит ужасный беспорядок в Вашей жизни?"

или

"Вы говорите, что Ваша жизнь находится в ужасном беспорядке. Не могли бы Вы сказать конкретнее, что в Вашей жизни находится в ужасном беспорядке?"

Поощряя человека выражаться яснее, мы в то же время способствуем ей (или ему) в разрешении проблемы. Ясность видения человеком своих проблем является первоосновой в преодолении чувства беспомощности. Это облегчает отождествление говорящего и дает возможность действовать.

Упражнение 5

Работайте с партнером. Один говорит, другой спрашивает.

Говорящий.Выскажите некоторое общее утверждение относительно себя.

Спрашивающий.Задайте вопрос, чтобы Ваш партнер мог высказаться более определенно.

Посмотрите, что получится.

Быть помощником означает не только уметь использовать свои навыки. Нельзя забывать о фундаментальных условиях использования навыков, которые… Три главных коренных условия обеспечения эффективных взаимоотношений при… 1. Наличие эмпатии.

Многие из вас, вероятно, будут вовлечены в организацию, работающую с пожилыми людьми, и, может быть, Вам придется работать в условиях значительных… Опытный помощник не понаслышке знает, каковы бывают потери и реакции на них.… Исследование нашего отношения к потере.Если Вы работаете с пожилым человеком, Вы должны знать, что с ним может…

Реакция на потерю и утрату.

Упражнение 1

Работайте с партнером. Если возможно, проведите упражнение с тем, кому Вы доверяете и с кем чувствуете себя комфортно. Было бы лучше работать с кем-то, кто тоже читает эту книгу и желает практиковаться.

Один из Вас говорит, другой слушает. Решите, сколько времени Вы будете говорить. Вероятно, потребуется не менее 30 минут.

Говорящий.Ненадолго оглянитесь назад. Вспомните любые потери, которые Вы испытали. Не обязательно смертные случаи: потери происходят, когда заканчиваются отношения, когда Вы переезжаете или когда Вы прощаетесь с другом.

Вспоминая эти события, заметьте, как Вы переживаете их. Способны ли Вы вспомнить их ясно и переживаете ли ту боль, которую Вы чувствовали в то время? Способны ли Вы теперь посмотреть на события со стороны и смириться с потерей?

Или, вспоминая, Вы ощущаете, что это еще беспокоит Вас? Решите, что Вы хотите рассказать Вашему партнеру и как.

Решите, сколько времени Вам потребуется, чтобы рассказать Вашему партнеру о своей утрате, о Ваших переживаниях, как Вы их помните и о Ваших мыслях и чувствах теперь.

Слушающий.Слушайте и суммируйте то, что сказал Ваш партнер, и выражайте любые чувства, используйте открытые вопросы, если они кажутся уместными.

Поменяйтесь ролями, сделав короткий перерыв прежде, чем вновь начнете. Если Вы ведете дневник, было бы полезно описать это упражнение подробно.

Уход от боли после потери.Переживания могут давать знать о себе еще долгое время после потери. Я вспоминаю одну пожилую женщину, которая попала ко мне по поводу страха переходить дорогу. Это очень мешало ей в жизни и, как деятельный человек, она решила предпринять что-то. Я помогала ей преодолеть страх, используя методы релаксации и визуализации. Она пришла в восторг, когда поняла, что теперь может пересечь дорогу без затруднений. Но прежде мы провели много занятий, где она рассказывала о своей жизни в молодости и тех потерях, которые она пережила в то время. Она плакала и расстраивалась из-за того, что она делала тогда что-то не так. Это огорчало ее и 40 лет спустя.

Другой примечательный случай: я занималась с человеком, чья жена ожидала второго ребенка. Их первый мальчик умер полтора года назад.

Мужчинам в некоторых культурах предписана роль — всегда быть сильными, и, считается, что плакать признак слабости. Он принимал это, но ему необходимо было выплакаться о сыне и проводить его в мыслях, прежде чем новый младенец появится на свет. Медленно, с каждым занятием, мы продвигались в эту болезненную область. Наконец, после многих слез и вспышек ярости, он зажег свечу в память о сыне и сказал ему до свидания.

Различные виды потерь.Следует помнить, что ощущение утраты и скорбь возникают не только в случаях потери близкого человека или привычного места. Инвалиды, например, могут переживать потерю своей "нормальности".

Одна женщина, которую я наблюдала, страдала от артрита. Это преследовало ее всю жизнь. Когда она попала ко мне, она постоянно испытывала боли и ей было трудно передвигаться. Одно время она нуждалась в инвалидном кресле, но потом стала передвигаться самостоятельно. Она, очевидно, не могла избежать ограничения своих возможностей, но не хотела смириться с мыслью, что она инвалид. Она не хотела принять такую действительность и смотреть на себя, как на калеку. Каждый раз, когда она сопоставляла желаемое с действительным, она испытывала эмоциональную боль, фрустрацию и гнев. Ей было трудно осознать себя калекой.

Эволюция переживания.Одна из наиболее значительных книг, где рассмотрены реакции на тяжелые утраты, принадлежит перу Элизабет Кублер-Росс, врача, специализировавшейся в работе с людьми, находящимися в ожидании смерти, и с их близкими. Она высказала много важных мыслей относительно угасания и смерти и переживания людей в этой связи. В своей книге "О смерти и угасании"[25] она выделяет пять стадий, пройденных людьми, с которыми она работала.

Хотя эти стадии были замечены доктором Кублер-Росс во время ее работы с умирающими пациентами, такие же стадии можно выявить в любой жизненной ситуации перенесения потери. Важно обратить внимание, что не каждый человек проходит все стадии и не в том же самом порядке.

Отрицание: "Нет, это не могло произойти со мной".

Зачастую первая реакция на серьезную потерю именно такова. Иногда человек отказывается признавать новую ситуацию и даже ведет себя так, будто ничего не случилось.

Ярость и гнев: "Почему это произошло со мной?".

Когда потеря осознана, гнев и неистовство могут обрушиться на человека или людей, кажущихся повинными. Или гнев и горечь могут изливаться на мир вообще. Или же гнев может обратиться во внутрь, и человек будет переносить муки вины и казнить себя сам.

Торг: "Да, это — со мной, но...".

Попытка получить еще один шанс, уйти от заведомо неизбежного результата или оттянуть время исхода.

Депрессия: "Да, меня".

Это — время траура по тому, что было потеряно. Это — время высказать сожаления о том, что могло бы быть. Нередко, это — время ухода от других, поскольку скорбящий человек замыкается в свою печаль.

Принятие: "...теперь все в порядке".

Это ни счастливое, ни несчастное время. Это — время смирения и прощания. Может появиться потребность сказать до свидания и даже отметить, что мы обогатились новым опытом.

Упражнение 2

Работайте самостоятельно.

Вспомните о какой-либо потере, которую Вы пережили. Отметьте, какие из этих пяти стадий Вы прошли. Может быть, в Вашем собственном примере эти стадии будут иметь иную последовательность. Это вполне возможно.

Когда мы рядом с кем-то, кто горюет о потере, нас тяготят слезы, гнев, уныние и прочие негативные эмоции, выплескиваемые этим человеком. Обычно мы пробуем утешить его или ее и дать возможность отвлечься от тягостных дум. Если мы действительно хотим помочь другому, необходимо быть честными с самими собой. Действительно ли нам нужно, чтобы другой человек не показывал своей скорби? Не потому ли это, что мы тоже начинаем грустить, вспоминая свои собственные потери?

Я уже рассказывала историю стажера из Хорватии, которая отметила свой собственный прогресс, когда увидела, что она наконец стала способна выслушать рассказ пожилой женщины о ее утратах и не расплакаться. Поддержка тренера позволила этой скорбящей леди утешиться, преодолеть переполнявшие ее чувства, просто благодаря спокойному, благосклонному присутствию. Это благорасположение и принятие чувств, которые чрезвычайно тяжело принять, проистекают из концепции положительного, безоговорочного восприятия.

Упражнение 3

Вспоминая о потерях, перенесенных Вами, подумайте, есть ли такие, которые Вы окончательно не признали? Возможно, сохраняется ощущение незавершенности, что Вы что-то недосказали или недоделали.

Если у Вас есть силы, выберите партнера для разговора о такой потере и обратите внимание, что Вы чувствуете, когда высказываетесь. Например:

▸ Говорите ли Вы о своих чувствах, не позволяя им овладеть Вами?

▸ Вы "выплескиваете" свои переживания, но быстро спохватываетесь?

▸ Как по-Вашему, Вы не способны справляться с этими чувствами, и они заполонили Вас?

▸ Вы находите достаточно сил говорить или действовать в отношении того, что считаете незавершенным?

Заканчивая это упражнение, подумайте, чего Вам не достает, дабы справиться с любыми прошлыми потерями.

Установка ограничений при оказании помощи

  1. Антонов А.И., В.М.Медков. Социология семьи. М., 1996
  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993
  3. Гидденс Э. Социология. Челябинск, 1991
  4. Лубченков Ю., Романов В. Любовь и власть, т.1, Вильнюс, 1991
  5. Ноймайр А. Диктаторы в зеркале медицины. Р-Д., 1997
  6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1995
  7. Смелзер Н. Социология. М., 1994
  8. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992
  9. Социология молодежи. СПб., 1996
  10. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989
  11. Чазов Е. Здоровье и власть. М., 1992

Психология старения

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1980
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Минск. 1992
  3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1994
  4. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994
  5. Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М., 1987
  6. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992
  7. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., 1991
  8. Годфруа Ж. Что такое психология, В 2т. М.,1992
  9. Забродин Ю.М., А.Н. Психофизиология и психофизика. М.,1977
  10. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984
  11. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб., 1994
  12. Качкин А.В. Особенности стиля жизни пожилого человека./ Пожилой человек. Ульяновск, 1995
  13. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей. М., 1995
  14. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. М., 1995
  15. Кристи Н. По ту сторону одиночества. Калуга, 1993
  16. Курбатов В.И. Женская логика. Р-Д., 1993 Лабиринты одиночества. М., 1989
  17. Литвинцева Н.А. Психологический автопортрет. М., 1996
  18. Меткалф С., Фелибл Р. Юмор - путь к успеху. СПб., 1997
  19. Нейдхард Д., Вейнштейн М., Конри Р. Властелин эмоций. СПб.,1997
  20. Неплох Я.М. Человек, познай себя. Записки психиатра. СПб., 1991
  21. Рукерт Д. Четвероногие целители. СПб., 1997
  22. Самуэлс Э. Юнг и постьюнгианцы. М., 1997
  23. Сартр Ж-П. Слова. М., 1996
  24. Стивене Д. Приручи своих драконов. Как обратить свои недостатки в достоинства. СПб., 1995
  25. Стоун И. Страсти ума или жизнь Фрейда. М., 1994
  26. ФантиС. Микропсихоанализ. М., 1995
  27. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991
  28. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Изб. соч. М., 1991
  29. Фрейд 3. Психология сексуальности. Минск, 1993
  30. Хамитов Н. Философия одиночества. Одиночество женское и мужское. Киев, 1995
  31. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993
  32. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб., 1997
  33. Юнг К. Аналитическая психология. М., 1995

Стресс и фрустрация

  1. Азон Б. Стресс излечим. М., 1994
  2. Виткин Д. Женщина и стресс. СПб., 1996
  3. Виткин Д. Мужчина и стресс. СПб., 1996
  4. Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. М., 1995
  5. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979
  6. Фонтана Д. Как справиться со стрессом; Перри Г. Как справиться с кризисом;
  7. Брум А., Джеллико X . Как жить с вашей болью. М., 1995

Здоровье и социальное поведение

  1. Амосов Н. Книга о счастье и несчастьях. М., 1986
  2. Берг Р.Л., Давиденков С.Н. Наследственность и наследственные болезни человека. Л., 1971
  3. Бильрот Т. Домашний уход за больными. М., 1995
  4. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. М., 1956
  5. Горен М. Путь к здоровью. СПб., 1994
  6. Давыдовский И.В. Геронтология. М., 1966
  7. Доллемур Д., Жилуччи М. Если мужчины не хотят стареть. М., 1996
  8. Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Р-Д.,1988
  9. Здоровье и успех мужчины. М., 1995
  10. Климова В.-Человек и его здоровье. М., 1990
  11. Коренюк С.В. Советы старого диетолога. Продлите свою жизнь. СПб., 1996
  12. Монте Т. Оставайтесь молодыми. М., 1995
  13. Оганов Р.Г. Первичная профилактика ишемической болезни сердца. М., 1990
  14. Оппенхейм М. Энциклопедия мужского здоровья. М., 1995
  15. Панкратьева Н.В., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье - социальная ценность. М., 1989
  16. Пацовский В. Развитие геронтологии в Чехословакии// Вопросы геронтологии. Вып. 7. Киев, 1985
  17. Положенцев С.Д., Руднев Д.А. Поведенческий фактор риска ишемической болезни сердца. Л., 1990
  18. Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина/ Русская народная медицина и психотерапия. СПб., 1966
  19. Практическая гериатрия. Самара, 1995
  20. Рецепты здоровья и долголетия. Днепропетровск. 1994
  21. Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб.,1996
  22. Ужегов Г.Н. Энциклопедия старости. Р-Д., 1996
  23. Уманский К.Г. Невропатология для всех. М., 1995
  24. Фоули Д., Нечас Э. Энциклопедия женского здоровья. М., 1995
  25. Фролькис В.В. Регулирование, приспособление и старение. Л., 1970
  26. Фролькис В.В. Побеждая болезнь и отдаляя смерть.// Мед. газета 24. 01. 97
  27. Чеботарев Э.П. Врачебная этика. М.,-1984
  28. Чопра Д. Нестареющее тело, вечный дух. М., 1994

Психиатрия пожилого возраста

  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Р-Д., 1997
  2. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. М., 1997
  3. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия. М., 1995 Основы психодиагностики. Р-Д., 1996
  4. Тибилова А.У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста. Л., 1991
  5. Цвейг С. Врачевание и психика. СПб., 1992 Чудновский B . C ., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. Р-Д., М., 1997
  6. Типология семейных отношений пожилого человека.
  7. Кент М. Стратегия развода. СПб., 1993
  8. Книгге А. Об обращении с людьми. М., 1994
  9. Осколкова О.Б. Государственная семейная политика в странах Европейского союза. М.,] 995
  10. Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. М., 1989
  11. Моруа А. Письма незнакомке. Минск, 1993
  12. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М., 1996
  13. Семья. Книга для чтения. В 2-х кн. М., 1991
  14. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995
  15. Феминология. Семьеведение. М., 1996
  16. Философия любви. В 2-х ч. М., 1990
  17. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979
  18. Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990

Важно принимать во внимание конфиденциальность и сохранность данных, полученных в опросе (какие записи будут сохраняться; кто будет их вести; кто будет иметь к ним доступ и проч.). В некоторых случаях можно составить форму соглашения между специалистом и пожилым человеком. Например, в соглашении может быть указано, что любая часть материала будет использована только с согласия последнего. Там же обязательно отмечается, для каких целей можно использовать результаты: для публикаций, исследовательской работы, в образовательных целях (например, в школе или вузах), в средствах массовой информации и проч. Кроме того, в соглашении отмечается, можно ли упоминать имя пожилого человека, какие ограничения он накладывает на свой материал, причем эти ограничения должны быть изложены очень подробно. Соглашение подписывают специалист, пожилой человек, член его семьи или помощник.

В прил. 7 даны некоторые диагностические материалы, с помощью которых социальные работники могут проводить экспресс-диагностику умственного состояния пожилых людей, их физического состояния, а также определить уровень одиночества, депрессии, субъективной удовлетворенности жизнью. Отдельно приводятся материалы на диагностику злоупотребления алкоголем в позднем возрасте.

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление