Заикание у детей

Заикание у детей 3 лет

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет

Причины заикания.Все причины условно можно разделить на две группы: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”.

Поэтому данную проблему ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. К огромному сожалению, чаще всего родители даже причину заикания у детей не пытаются найти, не говоря уж о самом лечении, ошибочно полагая, что все пройдет самостоятельно. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что точных причин заикания не удалось до сих пор выявить даже врачам-логопедам.

Обращение к врачу – логопеду

Лечение заикания у малыша должно быть комплексным и назначать его может только врач-логопед. И чем раньше будет начато лечение, тем успешнее будет оно. Поэтому постарайтесь как можно раньше обратиться за помощью врача-логопеда. Любое промедление в данном случае будет играть против вашего ребенка.

Как правило, современные методики лечения в большинстве случаев позволяют избавить ребенка даже от сильного заикания. Однако успешный исход лечения во многом зависит от правильного поведения родителей. Они должны строго соблюдать целый ряд правил и рекомендаций врача-логопеда.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

   Может кто-то возразит, что это банально и так понятно, что все силы и средства вкладываются в детей…: продукты, одежда, коммуналка, секции, кружки, няни и так далее…  Это понятно ВАМ ВЗРОСЛЫМ. Ребёнок интуитивно это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдцев, он всёравно будет Вас в ответ любить.  НО.. ребёнок помнит так же и обиды.. У Вас напряжённый день, много разных событий и вы уже забыли о конфликте.., а ребёнок помнит! Возможно, неделю назад Вы на него накричали…и т.п.     Что делать?  Поговорите с ребёнком и объясните, что Вы и папа (мама) очень его любите! Вы заботитесь о нём!  Вам не безразличны его проблемы и что он может обращаться к вам по любым вопросам. Всё, что Вы можете- Вы сделаете! Этот прямой разговор отбросит возможные сомнения у ребёнка.

Дополнительным доказательством любви может быть самостоятельная покупка в магазине: игрушки, одежды, обуви и т.п. Пусть это будет подарок на День Рождения: Вы разрешаете  ребёнку САМОМУ сделать ВЫБОР.  Этим Вы подтвердите, что УВАЖАЕТЕ ЕГО МНЕНИЕ, видите в нём личность,  любите его.  (Помню, как в магазине мой сын выбрал «ужасные», несочетаемые по расцветке зелёно-красные кроссовки… Сколько сил мне стоило промолчать! Но, ребёнок был счастлив!  Это поднимет самооценку ребёнка.

Теперь о практических действиях

Принцип 5.  ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ- контроль наличия воздуха/дыхания.

Что делать, если ребёнок запнулся, пытается повторить слово и не может. Видно как спазм охватывает всё тело, начинаются судороги, качание головой, моргание ресницами, закатываются глаза...   

   Остановите ребёнка и объясните технику речи: «ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ одно, два слова».. Скажите, что для звуков нужен поток воздуха, так говорят все люди!

Заметьте, что во время запинки или спазма дыхание остановлено, иногда ребенок пытается произнести слово на вдохе (!) 

Я несколько раз в день объяснял и на своём примере показывал своем  сыну, как надо говорить: «Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем начинаем ВЫДОХ (воздух пошёл пока без звуков 1-2 секунды) и произносим ОДНО или ДВА слова! И всё снова: Вдох, на Выдохе произносим 2а следующих слова и так далее».

 Я был настроен повторять это полгода или столько, сколько необходимо, но результат наступил гораздо раньше.

 Потренируйте работу голоса на звуках, их зависимость (тон) от наличия и силы потока; изменение звука, от изменения расположения органов речи (губ, языка..):  А-О-И-Е…

Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.

Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом.

Комаровский: как лечить заикание у детей 3 лет

При посещении ребенком дошкольного учреждения общего типа, соблюдать режим относительного молчания бывает проблематично. Поэтому, есть смысл кому-то из членов семьи взять отпуск и просто посидеть дома. Самое лучшее, если в этот период говорить будут, в основном, взрослые (но, не слишком утомляя при этом ребенка!). Их речь должна служить эталоном: выразительная, плавная, красивая. Почитайте крохе добрые старые сказки со счастливым концом, расскажите что-нибудь забавное. Обязательное условие: голос, интонация непременно спокойно-доброжелательные. Никаких бурных эмоций и криков! Времяпрепровождение у телевизора, у компьютера придется сократить до минимума. А, может быть, и вовсе исключить. Под запретом длительное пребывание на солнце и горячие ванны, азартные спортивные игры. Все это действует возбуждающе на нервную систему и усиливает запинки. Хороший результат дают: легкий расслабляющий массаж, теплые ароматные ванны с целебными травами (мята, шалфей), общение с природой, полноценный сон, рациональное питание и неукоснительное соблюдение режима дня.

Малыш, склонный к заиканию, нуждается не в многочисленных и суматошных речевых контактах, а в общении с самыми близкими и родными людьми. В логопедической практике было немало случаев, когда в результате неблагоприятных факторов (незаслуженных наказаний, испуга, развода родителей, потери близких), у ребенка возникало сильнейшее невротическое заикание. Любящие взрослые буквально в тот же день, схватив малыша в охапку, бежали за помощью к специалистам (логопеду, психологу, психоневрологу) и, получив необходимые консультации и первую помощь, брали отпуск, уезжали с ребенком на дачу, в деревню. Там окружали малыша вниманием, лаской, заботой. Через полтора-два месяца кроху было не узнать! Сменив обстановку и забыв о своих страхах и переживаниях, он «забывал» и о запинках. Подобный прием действует очень эффективно при возникновении первых («свежих») признаках заикания.

У ребенка с невротическим заиканием запинки становятся практически незаметными, когда он читает стихотворный текст, или поет песенку. Эти формы высказывания служат ребенку своеобразной палочкой-выручалочкой: помогают преодолеть нарушение темпа речи, задают определенный ритм высказыванию. Поэтому-то для коррекции заикания широко применяются вокальные упражнения, чтение стихов. Не поленитесь исполнить с заикающимся ребенком детские песенки, стихи. Или поставьте ему запись любимой песенки из мультфильма, пусть споет под музыку!

5. Признаки неврозоподобного заикания.

    подкрадывается исподволь, постепенно, в период от трех до восьми лет. Родители в таком случае не могут объяснить причину его появления: страхов не было, испуга – тоже.… В ходе беседы выясняется, что ребенок родился с родовой травмой, ему ставили диагноз «энцефалопатия», «задержка психо-речевого развития» (ЗПРР). У крохи может быть выявлена скрытая гидроцефалия (увеличение внутричерепного давления). К тому же, речь у такого малыша появляется с явным запозданием, в ней отмечаются многочисленные замены и искажения звуков. Нередко у ребенка встречается нарушение темпа речи по типу тахилалии (патологическое убыстрение темпа), или брадилалии (патологически замедленный темп речи), полтерн (прерывистый темп речи), итерации (повторы слов). Надо сказать, что дислалия (нарушение звукопроизношения) непременно сопровождает неврозоподобное заикание и на ее преодоление также приходится тратить немало сил и времени.Неврозоподобное заикание

    У детей с неврозоподобным заиканием часто бывает избыточный вес, неуклюжесть и скованность движений, вялая мимика, невыразительный голос, леворукость. Близкие обращают внимание на то, что любое заболевание вызывает у ребенка усиление запинок. Еще одна особенность такого малыша: он не переживает и не обращает (на первых порах) никакого внимания на свой речевой дефект и не очень-то стремится его преодолеть. В то время как ребенок с невротическим заиканием с самого начала сильно комплексует по поводу запинок и делает все, чтобы справиться со своими проблемами.



    Заикание у детей в начальной фазе может выражаться в заметных паузах перед произнесением определенных словосочетаний и слов. В развившейся (очевидной) стадии сложности с произношением могут сопровождаться нетипичными движениями мимической мускулатуры, непредвиденным закатыванием глаз, а также достаточно резкой и неожиданной жестикуляцией. Подобные внешние проявления указывают на очевидные трудности нервно-психического плана, которые испытывает личность, сталкиваясь с произношением сложного для себя слова.

     - кисломолочные продукты (йогурт, сметана, другие)  содержат большое количество кальция и фосфора, которые тоже является строительным материалом не только нервных, но и всех других клеток.

    -квашенная капуста с луком и растительным маслом в виде салата.

    Не усердствуйте с продуктами, пусть это будет один-два раза в неделю- достаточно.

    Помогает клеткам мозга и кислород- поэтому, ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветриваем помещение.

    На гиперактивность ребёнка влияет сахар, снижаем гиперактивность, поэтому прячем конфетницу – 1-2 конфеты в день достаточно! Сладкая газировка- чем реже, тем лучше!

     ------------------- Создайте атмосферу доброты и тепла. Знайте, заикание - это НЕВРОЗ. Найдите причину невроза, необходимо понять волнения, тревоги, страхи ребенка. Проанализируйте всех, кто общается с ребенком: себя, папу, если есть братья, сестры, бабушки, дедушки и т.д. Ответьте на вопросы: кто доминирует над ребенком, кто "подавляет" психику, одним словом кого/чего он боится. Задайте ему прямой вопрос: чего ты боишься? Обязательно найдите ответ и объясните ребенку, что этого бояться не следует.   

     Теперь о логопедах. Сразу отмечу, что к "лечению" детей у логопедов надо подходить осторожно.

     Хороший подход, когда логопед - воспитатель в детском саду, так сказать, «тайный» врач, и все лечение это в основном дыхательная гимнастика и игра.

       Вредный подход - когда ребенка ведут в больницу(!), к врачу(!), лечить "заикание"(!). Возникает дополнительный стресс, еще сильнее закрепляется данный комплекс. Поэтому, если Вы решили проконсультироваться с логопедом, то максимально завуалируйте эту встречу: например, можно сказать, что «давай пойдем в аптеку за витаминкой» (угостите малыша аскорбинкой или гематогеном). Или скажите, что тетя (дядя) просто поговорит с тобой. Так же следите, чтобы логопед Вам ничего не рассказывал "с глазу на глаз" в присутствии ребёнка, так как ребенок всё услышит и заметит.

    При помощи компьютерной программы можно существенно улучшить плавность и эмоциональность речи, а в ряде случаев и полностью освоить сознательный ее контроль. Отличительной чертой отечественной системы от мировых аналогов является использование психотерапевтических принципов, наряду с традиционными логопедическими приемами, а также биологической обратной связью - эхо-эффект, интерактивный частотный анализ и так далее.

    Для установки компьютерной программы лечения заикания необходимо наличие процессора Pentium MMX / 200 МГц, ОЗУ 164 Мб, звуковой карты, СD-ROM, микрофона, динамиков (наушников) и 200 Мб свободного места на жестком диске. Кроме того, в Windows требуется программная поддержка воспроизведения mp3-файлов. Домашняя версия программы стоит около 4500 рублей. Все последующие обновления программы предоставляются пользователям бесплатно. На данный момент врачирекомендуют использование таких программ, как «Dr. Fluency», «Speak gentle» или отечественного аналога «Демосфен».

    Результат: Компьютерные программы лечения заикания наиболее эффективны в самом начале процесса. Их разработчики обещают достижения плавности речи через 2-3 месяца регулярных занятий. К сожалению, детям до десяти лет не просто правильно использовать возможности данной программы. Для избавления от заикания им необходимы занятия вместе с родителями. Удачи и здоровья!

    Поделиться статьей

    Комментарии

    Комментариев еще не оставлено
    В случае ответов Вам придет уведомление