Недвижимость Кормление Звезды Магазины Развлечения Карьера Туризм Беременность Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
02.05.16

Аутичный ребенок — интернет-магазин Умный ребенок

   Купить книги о детской психологии>>    

   Вряд ли найдется человек, который не видел фильм «Человек дождя», где главным героем, в исполнении неподражаемого Дастина Хофмана, стал человек, страдающий аутизмом. Главный герой фильма еще маленьким мальчиком был помещен в специализированное учреждение для детей, страдающих синдромом раннего детского аутизма. После выхода этой киноленты на большой экран весь мир узнал, что существуют люди, которые с большим трудом могут общаться и взаимодействовать с окружающим миром. Мы увидели характерные для данного синдрома особенности поведения: избегание взгляда «глаза в глаза», замкнутость, сложность установления контакта и дальнейшего общения, трудности в построении целенаправленного действия, многочисленные страхи и тревоги, ранимость, стремление к стереотипным действиям, постоянные пристрастия, хорошую механическую память. Причины же такого непонятного окружающим поведения и способы помощи аутистам и семьям, в которых растут и развиваются «аутята», остались, к сожалению, за кадром. Об этом мне бы хотелось поговорить поподробнее.

Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера
характеризуется искаженным развитием – таким
типом дизонтогеза, при котором наблюдаются
сложные сочетания общего психологического
недоразвития, задержанного, поврежденного
развития отдельных психических функций, что
приводит к ряду качественно новых
патологических образований.

Термин аутизм происходит от латинского слова
autos – “сам” и означает отрыв от реальности,
отгороженности от мира.

Наиболее существенные симптомы РДА:

  • одиночество ребенка, отсутствие стремления к
    общению, потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • сопротивление любым переменам обстановки;
  • склонность к стереотипиям;
  • однообразие интересов и пристрастий;
  • слабость эмоционального реагирования по
    отношению к близким, даже к матери, вплоть до
    полного безразличия к ним (аффективная блокада);
  • неспособность дифференцировать людей и
    неодушевленные предметы;
  • речевые нарушения;
  • повышенная тревожность;
  • недостаточная реакция на зрительные и слуховые
    раздражители;
  • наличие ритуалов;
  • наличие сверхпривязанности к некоторым
    предметам.

РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков
в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Развитие речи

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Развитие при аутизме

2


Произношение гласных звуков, гуление.

6

"Диалоги" в виде издавания
гласных звуков, поворачивание в сторону родителей.
Появление согласных.

Плач тяжело интерпретировать.

8

Различные
интонации в гулении, включая интонации вопроса.
Повторы слогов: ба-ба-ба,
ма-ма-ма.

Появляются указывающие жесты.

Ограниченное или необычное гуление (визги или крики).
Не имитируют визги,
жесты, выражения.

12

Появление
первых слов.
Использование лексики с интонацией, похожей на предложение.

Игра с использованием гласных звуков.
Использует жесты и вокализацию
для привлечения внимания, указывания объектов и для просьб.

Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий
крик, остающийся трудным для интерпретации.

18


Словарный запас 3-50 слов.
Начинает составлять словосочетания из 2 слов.

Перенесение значений слов (напр., папа - обращение ко всем мужчинам).

Использование языка для комментариев, просьб и при совершении действий.
Старается привлечь внимание людей.
Возможны частые эхолалия и имитация.

24

Сочетания от 3 до 5 слов ("телеграфная
речь"). Задает простые вопросы (напр.: "Где папа?", "Идти?").

Использование слова это сопровождается указывающими жестами.
Называет себя по имени, но не как "я".
Может кратко повторить высказывания.

Не может поддержать тему разговора.
Речь сфокусирована на настоящее
время и место.
Обычно словарный запас
менее 15 слов. Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются; присутствует
несколько указывающих на объект жестов.

36

Словарный
запас около 100 слов.
Многие грамматические морфемы (мн.ч., прош. вр., предлоги
и др.) используются должным образом. Эхолалическое повторение редкое.
Возрастает
использование речи для обозначения "там" и "тогда".
Задает
много вопросов, главным образом для продолжения разговора, а не для получения
информации.
Комбинации слов встречаются
редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое.
Плохие ритм, интонация.
Бедная артикуляция примерно у половины говорящих
детей.
У половины или более детей речь не осмысленная (без осознавания значений).

Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного
расположения и ждет пока ему дадут предмет.

48


Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора
и добавлять новую информацию.
Спрашивает объяснения высказываний. Приспосабливает
уровень речи в зависимости от слушателя (напр., упрощает для двухлетнего слушателя).
Может творчески создать несколько комбинаций
из 2-3 слов.
Эхолалия остается: может использоваться при коммуникации.
Копирует ведущих ТВ-передач. Произносит просьбы.

60


Использует большой комплекс речевых структур.
В основном владеет грамматическими
структурами. Способен оценивать предложения как грамматические/неграммматические
структуры и делать исправления.
Развивает понимание шуток и сарказмов, узнает
вербальные двусмысленности.
Рост способности приспособления речи в зависимости
от слушателя.
Нет понимания или
выражения абстрактных концепций (времени).
Не может поддерживать разговор.
Неправильно использует высказывания. Присутствует эхолалия.
Редко задает
вопросы; если они появляются, то носят повторяющийся характер.
Нарушены тон
и ритм речи.

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Развитие при аутизме

2


Произношение гласных звуков, гуление.

6

"Диалоги" в виде издавания
гласных звуков, поворачивание в сторону родителей.
Появление согласных.

Плач тяжело интерпретировать.

8

Различные
интонации в гулении, включая интонации вопроса.
Повторы слогов: ба-ба-ба,
ма-ма-ма.

Появляются указывающие жесты.

Ограниченное или необычное гуление (визги или крики).
Не имитируют визги,
жесты, выражения.

12

Появление
первых слов.
Использование лексики с интонацией, похожей на предложение.

Игра с использованием гласных звуков.
Использует жесты и вокализацию
для привлечения внимания, указывания объектов и для просьб.

Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий
крик, остающийся трудным для интерпретации.

18


Словарный запас 3-50 слов.
Начинает составлять словосочетания из 2 слов.

Перенесение значений слов (напр., папа - обращение ко всем мужчинам).

Использование языка для комментариев, просьб и при совершении действий.
Старается привлечь внимание людей.
Возможны частые эхолалия и имитация.

24

Сочетания от 3 до 5 слов ("телеграфная
речь"). Задает простые вопросы (напр.: "Где папа?", "Идти?").

Использование слова это сопровождается указывающими жестами.
Называет себя по имени, но не как "я".
Может кратко повторить высказывания.

Не может поддержать тему разговора.
Речь сфокусирована на настоящее
время и место.
Обычно словарный запас
менее 15 слов. Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются; присутствует
несколько указывающих на объект жестов.

36

Словарный
запас около 100 слов.
Многие грамматические морфемы (мн.ч., прош. вр., предлоги
и др.) используются должным образом. Эхолалическое повторение редкое.
Возрастает
использование речи для обозначения "там" и "тогда".
Задает
много вопросов, главным образом для продолжения разговора, а не для получения
информации.
Комбинации слов встречаются
редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое.
Плохие ритм, интонация.
Бедная артикуляция примерно у половины говорящих
детей.
У половины или более детей речь не осмысленная (без осознавания значений).

Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного
расположения и ждет пока ему дадут предмет.

48


Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора
и добавлять новую информацию.
Спрашивает объяснения высказываний. Приспосабливает
уровень речи в зависимости от слушателя (напр., упрощает для двухлетнего слушателя).
Может творчески создать несколько комбинаций
из 2-3 слов.
Эхолалия остается: может использоваться при коммуникации.
Копирует ведущих ТВ-передач. Произносит просьбы.

60


Использует большой комплекс речевых структур.
В основном владеет грамматическими
структурами. Способен оценивать предложения как грамматические/неграммматические
структуры и делать исправления.
Развивает понимание шуток и сарказмов, узнает
вербальные двусмысленности.
Рост способности приспособления речи в зависимости
от слушателя.
Нет понимания или
выражения абстрактных концепций (времени).
Не может поддерживать разговор.
Неправильно использует высказывания. Присутствует эхолалия.
Редко задает
вопросы; если они появляются, то носят повторяющийся характер.
Нарушены тон
и ритм речи.

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Развитие при аутизме

2

6

8

12

18

24

36

48

60

Развитие общения
и игры

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Развитие
при аутизме

2


Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении.

-

6

Протягивает руки
в ожидании, когда его возьмут на руки.
Повторяет действия, имитируя взрослого.
Менее активен, требователен,
чем ребенок с нормальным развитием.
Некоторые дети очень возбудимы.
Слабый зрительный контакт.
Нет ответных социальный проявлений.

8

Отличает родителей
от незнакомых людей. Игры типа "Дай и возьми" с обменом предметами со
взрослыми.
Игры в прятки ("ку-ку") и др. сходные по сценарию.
Показывает объекты взрослым.
Машет рукой на прощание.
Плачет или ползет
за мамой после того, как она уходит из комнаты.

Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты
и могут активно отвергать взаимодействие.
Около 1/3 детей любят внимание,
но мало выражают интерес к другим.

12


Ребенок чаще инициирует игры.
Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль
при взаимодействии.
Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр
с игрушками.

Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать.
Не волнуется при разлуке с матерью.

18


Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки.
Игра с самим собой или параллельная являются более типичными.

24


Появляются эпизоды, похожие на игру.
При активной деятельности проявляется
деятельность, похожая на игровую (напр., игры типа "Догони и дотронься"
в большей степени, чем общая игра с игрушками).

Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает.
Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит.

Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии.
Предпочитают быть в одиночестве.

36


Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений
со сверстниками.
Часто ссорится со сверстниками.
Любит помогать родителям
в ведении домашнего хозяйства.
Любит смешить других.
Хочет сделать что-то
хорошее родителям.
Не допускает
к себе других детей.
Чрезмерно возбудим.
Не понимает значания наказания.

48

Распределяет роли
со сверстниками в социо-драматической игре.
Предпочитает друзей по игре.
Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически.
Исключает нежелательных
детей из игры.
Не способен
понять правила игры.

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Развитие
при аутизме

2


Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении.

-

6

Протягивает руки
в ожидании, когда его возьмут на руки.
Повторяет действия, имитируя взрослого.
Менее активен, требователен,
чем ребенок с нормальным развитием.
Некоторые дети очень возбудимы.
Слабый зрительный контакт.
Нет ответных социальный проявлений.

8

Отличает родителей
от незнакомых людей. Игры типа "Дай и возьми" с обменом предметами со
взрослыми.
Игры в прятки ("ку-ку") и др. сходные по сценарию.
Показывает объекты взрослым.
Машет рукой на прощание.
Плачет или ползет
за мамой после того, как она уходит из комнаты.

Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты
и могут активно отвергать взаимодействие.
Около 1/3 детей любят внимание,
но мало выражают интерес к другим.

12


Ребенок чаще инициирует игры.
Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль
при взаимодействии.
Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр
с игрушками.

Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать.
Не волнуется при разлуке с матерью.

18


Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки.
Игра с самим собой или параллельная являются более типичными.

24


Появляются эпизоды, похожие на игру.
При активной деятельности проявляется
деятельность, похожая на игровую (напр., игры типа "Догони и дотронься"
в большей степени, чем общая игра с игрушками).

Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает.
Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит.

Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии.
Предпочитают быть в одиночестве.

36


Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений
со сверстниками.
Часто ссорится со сверстниками.
Любит помогать родителям
в ведении домашнего хозяйства.
Любит смешить других.
Хочет сделать что-то
хорошее родителям.
Не допускает
к себе других детей.
Чрезмерно возбудим.
Не понимает значания наказания.

48

Распределяет роли
со сверстниками в социо-драматической игре.
Предпочитает друзей по игре.
Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически.
Исключает нежелательных
детей из игры.
Не способен
понять правила игры.

Возраст в месяцах

Средний срок такого режима занятий ребенка в группе— 3—4 года.

Занятия для аутичных детей, находящихся в возрастной категории начальной школы


На этапе начальной школы многие дети с аутизмом начинают больше выделяться на фоне своих сверстников, и они могут стать жертвой

или социальной изоляции. Занятия, обучающие социальным навыкам, могут развить у ребенка те навыки, которые необходимы им для построения отношений. Кроме того, аутичные дети зачастую начинают отставать от своих сверстников в плане развития моторных навыков. Занятия, направленные на формирование навыков большой моторики, могут помочь им «догнать» своих товарищей в этой области.

 «Я – шпион»: Этот вид деятельности помогает ребенку сосредоточиться на описании или же следить глазами за объектом. Опишите какой-либо предмет максимально подробно, а затем попросите ребенка указать на него в комнате. В случае если вы работаете с ребенком, демонстрирующим более серьезные трудности с обработкой информации, можно описать один из двух объектов и попросить ребенка выбрать описанный среди них.

Игра «Угадай-ка»: Попросите ребенка закрыть глаза и дайте ему простой предмет или игрушку, например, кубик или чашку. Предложите ему пощупать предмет и описать его вам (если ребенок вербален). Если ребенок невербален, попросите его показать картинку с изображением этого предмета после того, как он откроет глаза. Эта игра помогает детям научиться использовать другие чувства, помимо зрения, а также получить дополнительные знания об окружающем их мире.

«Нарисуй мое лицо»: Попросите ребенка нарисовать большой круг на листке бумаги. Вы можете демонстрировать различные эмоции при помощи мимики лица. Предложите ребенку нарисовать лицо, которое вы изображаете, и помогите ему в обозначении эмоций, например, радость, грусть, злость.

Танцевальная вечеринка: Включите свою любимую музыку и устройте импровизированную вечеринку. Это отличный способ обучить детей ритму, счету и развить у них физическую координацию. Кроме того, это также способствует сенсорной интеграции, поскольку движения могут обеспечивать ребенка необходимыми проприоцептивными ощущениями.
Кукольный театр: Сделайте кукол из носков или же используйте игрушечных кукол, которые есть у ребенка, и выберете веселую тему для представления. Во время игры в кукольный театр вы можете обучить ребенка эмоциями и социальным навыкам посредством ролевой игры. Это прекрасный вид деятельности, при помощи которого можно рассказать ребенку о предстоящих в его жизни событиях, например, о переезде или начале обучения в школе. Разыгрывание реальных ситуаций помогает детям понять, чего им стоит ожидать от тех или иных событий.

Занятия для аутичных детей подросткового возраста

Всякий раз (кроме первого варианта)
ренбенку дается такая установка: лВыбери такой предмет, как я тебе покажу. лИли
более сложнный вариант: лНарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в
мешочке╗ Ч в этом случае образец отсутствует, ребенок действунет только по
словесной инструкции.

лГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ╗ (Черепанова Г.
Д.)

Цель       Развитие наблюдательности,
коммуникативных склонностей, умения работать с поноперационными картами и
составлять их.

Содержание      Ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с
указанием на ринсунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался,
что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок и взрослый могут
поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схенматично
ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.

Пример пиктограммы:

лФИЗКУЛЬТУРНИКИ╗ (Черепанова Г. Д.)

Цель    развитие координации движений,
обучение

ребенка навыкам работы с
пооперационными картами.

Содержание        Взрослый объясняет ребенку, что сейчас

они вместе будут играть в
физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения,
например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух
ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д.

Для того чтобы не забыть, какое
упражнение и как надо выполнять, перед началом игры

необходимо
заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схенму
к одному из упражнений, например:

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно
положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку
и в соответствующее вырезанное в коробке
отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и
разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической
сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать
коврик. По мере выполнения задания все больше
усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет
ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести
анализ, найти закономерность и следовать ей при
продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги
по определенному признаку сначала один вид
девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в
разброс, задача ребенка найти и назвать их по
порядку.

Читай также: Как проверить, есть ли у ребенка признаки аутизма

На следующем этапе задача усложнялась переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, лишь постепенно вводя от более простых более сложные формы игр и самой моторной деятельности, а также конкретно, последовательно, многократно излагать порядок всех игровых действий. Словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

Собственно педагогические программы были направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве. Аутисты с трудом переходили от одного вида движений к другому, не подражали, не воспроизводили последовательной цепи действий, в особенности моторных, сочетанных с речевыми ответами. Им трудно воспроизведение недавно усвоенных знаний, в особенности знаний из долговременной памяти по требованию. У них обнаруживалось декодирование слов. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Наконец, следует обратить внимание на тот факт, что любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Только после усвоения одних и тех же программ, предлагаемых  специалистами, примитивная, однообразная деятельность ребенка начинает разнообразиться, и становится направленной. Именно тогда дети переходят от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков. В процессе целостного воспитания у аутистов формируется осознание "Я" способность к отграничению себя от других лиц, преодолевается явление протодиакризиса.

И на последующих этапах работы, по-прежнему решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.

(голосов:0)
Похожие статьи:

Под материнским капиталом за третьего ребенка подразумевается материальная помощь, выплачиваемая лицам, имеющим 3-х детей. Данная социальная выплата, рассчитанная на российские семьи, призвана помочь нуждающимся родителям улучшить свое материальное положение.


развитие речи у детей


Неприятные чувства испытывают мамы, которым воспитатель детского сада или родители других детей на площадке с возмущением говорят: «Ваш ребенок кусается!» Удивление, стыд, негодование — все эти эмоции проносятся в голове матери: «Почему кусается ребенок? Ведь мы воспитываем его и все объясняем!»


Smile


Календарь развития ребенка по месяцам

Второй месяц жизни ребенка.
Ребенок - 2 месяца ( питание, массаж, особенности поведения)
В 2 месяца ребенок должен...
Развитие ребенка в 2 месяца.
Питание ребенка в 2 (два) месяца. Прикорм ребенка в 2 месяца.
Ребенку 2 месяца. Что может вызвать у вас беспокойство?
Развитие ребенка в 2 месяца
Кишечные колики у детей.
Двухмесячный ребенок.
Двухмесячные дети. Занятия с ребенком в два (2) месяца.


Комментарии к статье Занятия с аутичным ребенком:
Загрузка...
loading...


2015